Формула успеха ч.7 - Выбор оптимальных действий
ВЫБОР ОДНОГО ИЗ НАИБОЛЕЕ
ОПТИМАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ
НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ
«Метод исследования
важнее открытия»— Лев Ландау (1908 — 1968)
«Познаешь суть процессов, явлений, главные качества, интересы и способности личности — станут понятны и возможные причины, следствия, результаты»
«У одних людей открытых граней сущего, возможных вариантов развития событий — единицы; у других — десятки, сотни, тысячи»
«Высокий результат обычно гарантируют лишь единичные варианты использования необходимых для успеха качеств и способностей. Вариантов же организации проблем и неудач — великое множество»
В значительном большинстве дел наибольшую важность, сложность и трудоёмкость представляют не сами действия, а то, что им предшествует — процесс формирования способностей и непосредственно оптимального выбора действий на основе оценок, анализа, выводов и рассмотрения различных вариантов действий.
Чем сложнее задача — тем более высокого уровня потребуются знания, опыт, профессиональные навыки, тем сложнее процесс выбора оптимальных действий.
Почему выбор направленности действий, а не просто действий? В некоторых делах, где переменные факторы, влияющие на получаемые результаты, практически отсутствуют, можно было бы предложить более чёткое определение — оптимальный выбор действий. Это касается и отдельных простейших действий, их фрагментов. Но чаще — из-за нашей неподготовленности в какой-либо сфере, сложности и значительного числа звеньев в решаемой задаче — вероятность проявления и переменных, и случайных факторов бывает достаточно высока. Кроме того, действия и их направленность — не одно и то же. Направленность действий представляет собой некий набор, комплекс, систему действий определённого характера, рождённых на базе склонностей, предпочтений, жизненных принципов, знаний и опыта нашими мыслями.
Мы уже рассмотрели важнейшие ступени и характеристики, влияющие на качество нашего выбора, определение оптимальной направленности наших действий.
И теперь (опираясь главным образом на базовый потенциал и, в случае их обретения, на необходимые для решения новых задач — полученные через учёбу, пробные действия, тренировки и практическую деятельность — дополнительные знания, опыт, профессиональные навыки, более совершенные личностные качества, а также на достигнутое благодаря всему этому и здравому смыслу понимание) — мы располагаем хорошими шансами, способностями и возможностями для того, чтобы наш выбор направленности действий был максимально приближен к оптимальному.
Определяющих, фундаментальных характеристик и всевозможных нюансов, имеющих отношение, влияющих на наш выбор в самых разнообразных направлениях, — очень много. Значительную часть наиболее важных из них мы с вами уже рассмотрели на страницах этой книги. Давайте попробуем здесь отметить ещё несколько моментов, способных помочь нам делать свой выбор, связанный с развитием, совершенствованием, решением непростых профессиональных и других задач, в пользу лучших из возможных вариантов.
● «Чтобы ответить на вопрос или решить задачу — сначала надо их удачно, верно обозначить»
● «Не бывает выигрышных во всех отношениях характеристик, подходов, действий. Всегда необходим выбор из определённого набора преимуществ и недостатков»
● «Для решения тех или иных задач требуется использование различных по количеству, качеству, сложности составляющих, звеньев технологической цепочки»
● «Почти все смыслы многогранны»
«Уверенность в возможности развития событий и решения задач по одному единственному варианту — признак недостатка знаний и опыта. С их обретением рождается профессиональное мастерство, начинают открываться всё новые и новые горизонты, а с ними и различные варианты достижения поставленных целей»
«Чем больше знаний, опыта — тем меньше однозначностей»
● Из-за разнообразия нюансов, комбинаций составляющих задач и профессиональных уровней их решения — вариантов действий может быть много. Близких же к оптимальному в каждом случае обычно бывает лишь несколько.
Начиная движение к цели, полезно определить для начала два-три достаточных по предполагаемой эффективности варианта направленности действий. Например: осторожный, умеренный и амбициозный или в высокой степени оптимистичный. Впоследствии, выполнив некоторое количество пробных тестов, можно будет остановить свой выбор на наиболее предпочтительном из них или, как это обычно бывает, на некоей их комбинации.
Лучшим вариантом чаще всего, после сопоставления «плюсов» и «минусов» каждого из них, оказывается тот, который имеет преимущества по главным показателям.
● В процессе продвижения по пути реализации своих планов, минимизации ошибок на каждом его отрезке можно добиваться, если будет удаваться достаточно точно просчитывать — к каким реакциям, результатам способны привести те или иные варианты предпринимаемых действий.
● «Не бывает ничего во всех смыслах положительного или отрицательного»
«Окружающий нас мир неоднозначен. И в нём, при желании, всегда можно найти много отрицательного в положительном и много положительного в отрицательном»
Но — наряду с некоторой абстрактностью, неконкретностью — подобная неоднозначность, во многих отношениях, почти всегда имеет совершенно определённые формы и значение.
● Условия, обстоятельства могут быть и положительными, и отрицательными. Но и те, и другие, в зависимости от степени их влияния на нас и умения ими пользоваться, способны как помогать, так и мешать нашему продвижению к цели. То есть по ряду причин: положительные обстоятельства могут играть отрицательную роль, а отрицательные — положительную.
Поэтому, решая поставленные задачи, всегда полезно учитывать свои стартовые способности и возможности, а также придерживаться принципа золотой середины и иметь чувство меры.
● Процесс выбора лучших форм действий (и в первую очередь через сопоставления с имеющимися примерами из личного опыта и проверку обретаемых знаний и информации на практике) в определённом смысле схож и объясняется основным законом диалектики — законом единства и борьбы противоположностей:
«Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу»
● Прорабатывая варианты реализации собственных идей, планов, полезно уметь оппонировать им с различных сторон.
«Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбрать наилучшее» — Геродот
Обретению понимания, способностей делать реалистичные оценки и выводы — может содействовать наличие не только по каждому вопросу, но и по ряду нюансов, имеющих к ним отношение, разнообразного опыта, охватывающего, если это не слишком рискованно, и некоторые их крайности.
● Правильные оценки, выводы и оптимальный выбор действий могут быть сделаны лишь на основе знаний, собственного опыта и понимания сути происходящего. Но, двигаясь по пути совершенствования своего профессионального мастерства, не следует бояться ошибок, трудностей, которые являются обязательными спутницами каждого человека в любом не совсем простом деле. Чем сложнее задачи — тем выше вероятность ошибок, большинство из которых могут быть полезными. Ведь опыт дорого стоит. Главное — постараться избежать серьёзных и конечно же фатальных «промахов».
Большинство успешных людей стали таковыми в значительной степени благодаря большему по сравнению с другими багажу и ошибок, и преодолённых трудностей.
● Как уже отмечалось ранее, умственные способности и личностные характеристики человека за последние тысячелетия почти не изменились. Так в чём же причина того, что условия, в которых живут современные люди, так отличаются даже от тех, что были всего лишь 100 — 200 лет назад? Главным двигателем столь разительных перемен конечно же стали знания. Потому что, ещё раз отметим:
«Невозможно делать правильные выводы и предпринимать в соответствии с ними верные действия, обладая неполной информацией, недостаточными знаниями, небольшим опытом»
● Делая свои оценки и выводы — всегда полезно помнить присущее многим из нас свойство: принимать за само собой разумеющиеся и малозначимые многие важнейшие составляющие нашей жизни (в том числе, к примеру, и такие, как участие, помощь близких людей в решении стоящих перед нами непростых задач, их дружбу, любовь), отдавая одновременно приоритет вещам второстепенным либо рискованным и ненадёжным, основанным чаще всего на благих намерениях, желаниях и ожиданиях выгоды.
Вот на какую мысль, к примеру, эта наша склонность навела Козьму Пруткова:
«Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло, а месяц — ночью»
● Если ты склонен отказаться от реализации представляющихся результативными идей, полагая что трудоёмкость и цена их будут слишком высокими, обязательно уточни условия. В действительности всё может оказаться несложным и с наилучшими перспективами.
● Любой нюанс, даже незначительное смещение в ту или иную сторону каких-либо данных, условий, характеристик — может играть решающую роль, зачастую меняющую весь прежний смысл и комплекс оценок с плюса на минус или с минуса на плюс. По своей сути подобное развитие событий во многом схоже с ситуацией из анекдота, в котором дяденька разговаривал с незнакомым мальчиком:
—… А как ты учишься?
— На одни пятёрки.
— Молодец! Ну а маме помогаешь?
— Да. Я мою дома пол, посуду, помогаю ухаживать за маленьким братиком, даже стираю его пелёнки.
— Так ведь у тебя нет ни одного недостатка?!
— Ну, в общем-то, есть один, маленький.
— Какой же?
— Вру много.
● Случай из другого анекдота — когда в ответ на генеральское: «Здравия желаю!», каждый из строя солдат подумал, что если он крикнет: «Пошёл в баню!», в толпе этого будет не слышно — вряд ли кто-либо может представить в действительности.
Однако, что-то планируя, просчитывая варианты действий, реакции на них, возможные результаты, — очень многие склонны полагать, что люди в тех же условиях, обстановке будут реагировать, думать и действовать примерно так, как это мы себе представляем, как реагировали бы, думали и действовали мы сами. Они же поступают в соответствии со своими собственными нравственными ориентирами, жизненными принципами, предпочтениями, личным опытом, уровнем подготовки, исполнительности, ответственности и понимания, а значит исходя из своего собственного видения, возможно, значительно отличающегося от нашего.
● Какое бы направление ни приходилось нам изучать, полезно знать, что:
«Заметную часть многих наук составляют ошибочные оценки, бесполезные для практики данные»
«За солидным фасадом научных терминов и званий нередко прячется глупость»
● «Любые планы, реализация которых требует сотрудничества с другими людьми, не принесут ожидаемых результатов и, вероятнее всего, обречены на неудачу — если не будут учитывать основные свойства человеческой природы»
● Выбираемый вариант должен быть по силам и способностям исполнителя.
● Чем выше квалификация человека в необходимом направлении, тем более простой, эффективный, требующий меньшего времени на условную единицу качества и результативности вариант он может для себя выбрать.
● Чем ближе к оптимальной выбрана направленность действий, тем меньше будет затрачено сил и времени на достижение цели.
● И конечно же оптимальный выбор направленности действий напрямую зависит от верной направленности мыслей.
Характеристикам, которые на этот процесс влияют, уже было уделено определённое внимание. Давайте рассмотрим ещё одно небольшое дополнение к той же теме.
Складывать слова в предложения мы все умеем. А потому, наверное, многие с удовлетворением согласятся с мыслью, которую в своё время высказал древнегреческий комедиограф Теренций (ок.195 — 159 д.н.э.):
«Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше»
Если же эту формулу сопоставить с существующей реальностью, приходит понимание, что она верна лишь в отношении простейших знаний и опыта.
Конечно, всем нам хочется верить в подобные умозаключения главным образом потому, что они, в какой-то степени, позволяют предполагать возможность достижения желаемого без каких бы то ни было серьёзных усилий — по воле случая, в результате чудесно сложившихся обстоятельств.
В действительности же произнесённые нами слова, фразы, в зависимости от их значимости, могут быть трёх следующих типов:
◆ совершенно пустыми, бесполезными;
◆ имеющими то или иное положительное или отрицательное значение в определённых областях наших взаимоотношений, взаимодействия, воспитания, развития;
◆ сравнимыми с теми же открытиями, изобретениями, формулами, раскрывающими законы природы. К подобного рода ценностям, кстати, можно отнести почти все приведённые в этой книге определения великих мыслителей, которым такие столь редкие находки стали доступны лишь благодаря высшему уровню их знаний, опыта, профессионального мастерства и некоторых других важнейших личностных качеств.
Одни слова могут задевать, раздражать, возбуждать, мешать; другие, о которых издревле говорили: «Слово — золото», вызывают приятные ощущения, эмоции, обучают, мотивируют на достойные поступки, действия, закаляют характер, учат добру, благородству. То есть:
«По значимости и по сути слова и фразы во многих смыслах способны приносить плоды ничуть не меньшие, чем изобретения, открытия»
Но — аналогично тому, как это происходит при решении сложных научных, технических, технологических задач, — потайные дверцы, скрывающие от посторонних глаз подобные «золотые» формулы, их ценный смысл, открываются только тем ключиком, который отлит из знаний, опыта, квалификации необходимого уровня и закалён практикой и здравомыслием.
В отличие от уверенной, но всё же неопределённости представлений, предположений о том, что мы всегда можем случайно произнести какую-то очень умную фразу, дать дельный совет специалисту, руководителям страны, как ею лучше «рулить», — то, что конкретно мы способны делать, а что ещё не в состоянии, нам достаточно хорошо известно и понятно.
Поэтому мы вряд ли испытывали бы иллюзии, а, напротив, сразу же почувствовали бы некую абсурдность ситуации, ознакомившись, например, со следующей схожей мыслью: «Ничего нельзя сделать такого, что не было бы сделано раньше».
И этот вывод было бы полезно помнить, когда нам представляется, что мы всё знаем, понимаем и не нуждаемся в мнениях каких-то там специалистов, учёных.
Ведь если всё же допустить верность и мысли о том, что: «Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше», и фактически аналогичной по смыслу: «Ничего нельзя сделать такого, что не было бы сделано раньше», — то нельзя исключать и возможности того, что ещё до рождения Уильяма Шекспира кому-то посчастливилось слышать его строки о Ромэо и Джульетте, а задолго до XX века кто-то рассказывал кому-то теорию относительности Альберта Эйнштейна?! Или же что лет пятьдесят назад кто-либо уже разъезжал на каком-нибудь современном автомобиле.
Поэтому лучшей направленностью мыслей, непосредственно влияющих и на наши действия, и на конечный результат, полезно было бы считать ту, что предполагает (в том числе и в рассматриваемом нами в настоящем параграфе смысле) расчёт не на авось, благоприятное стечение обстоятельств или на то, что наши скромные знания позволят стать успешными в любом большом деле, — а на осознанное стремление решать задачи, покорять намеченные высоты путём выполнения соответствующих им по сложности условий за счёт собственных усилий и способностей.
● «Качество нашего выбора действий фактически не зависит от каких-либо случайностей, удач, а является следствием достигнутых профессиональных и личностных характеристик»
● Исходя из того, на чём мы остановили свой выбор, по уровню нашего потенциала, вытекающим из него возможностям можно с достаточно высокой степенью вероятности определить — к каким результатам такой выбор способен привести.
«Вероятностные знания — вот предел человеческого разумения» — Цицерон
«Задачи решают не мнения и предположения, в чём обычно не бывает недостатка, а знания и умение»
«Чтобы каждый раз не наступать на одни и те же грабли и не изобретать велосипед — решать и личные, и касающиеся многих задачи, проблемы лучше всего на основе имеющихся в соответствующем направлении точных научных формул и технологий»
«Большинство людей по разному оценивают одни и те же события, так же как и делают из сходных оценок разные выводы»
«Точные, верные решения, выводы, выбор, действия зачастую отличаются от ошибочных на едва заметную трудноуловимую малость»
«Большинство непростых задач у нас решены далеко не лучшим образом потому, что не учтены не только многие нюансы, но и некоторые главные их составляющие»
«Любой объект, событие, обстоятельство меняет свои характеристики при малейшем изменении угла зрения»
«С разной степенью приблизительности все всё знают, представляют, понимают. Но добивается цели лишь тот, кто знает достаточно точно и профессионально действует»
«Даже малейшее несоответствие личностных, профессиональных качеств уровню решаемой задачи способно привести к серьёзным просчётам, потерям»
«Любой самый загадочный, неразрешимый вопрос прост для того, кто его знает. Любое самое сложное дело не вызовет затруднений у того, кто к нему профессионально подготовлен, кто в нём специалист»
И в завершение этого параграфа попробуем дать ответ на ещё один из непростых вопросов, о которых упоминалось в начале книги: «Почему многие даже очень образованные люди не способны достаточно точно оценивать происходящее, делать правильные выводы?»
Главными тому причинами обычно бывают — отсутствие необходимого опыта в рассматриваемом вопросе, некоторых представлений по смежным областям знаний; нахождение в искусственных, тепличных условиях (во взаимоотношениях, взаимодействии с окружающими, удовлетворении собственных потребностей), изъяны нравственности, личностных качеств, влияющие на здравый смысл и способности к пониманию.