Формула успеха ч.5 - Наиболее достойные, результативные принципы

 

Наиболее достойные, результативные жизненные
принципы, высокие нравственные ориентиры,
духовность, сдерживающие эгоистические
проявления качества, соблюдение норм морали,
способность учитывать права и интересы
окружающих, ответственность, доброжелательность,
любовь, здравый смысл



«Всё, что мы собой представляем,
создано нашими мыслями»

— Будда

 

Достойные жизненные принципы, высокие
нравственные ориентиры



На то, какой вектор мыслей, намерений, а значит и действий мы обретём, самым решающим образом влияют наши жизненные правила и принципы, нравственные ориентиры. Кроме того, они фактически и являются теми самыми началами, истоками большинства результатов, к которым мы придём. И подобно тому, как в мотке разных ниток у каждой своё начало и свой конец, так же и каждый выбранный нами жизненный принцип ведёт к совершенно определённым, соответствующим ему результатам.

И любой форме поведения, действий, направленных на удовлетворение наших желаний, так же как и принципам, которых мы придерживаемся, по сути, можно найти достаточно чёткие смысловые аналоги, отражённые в давно уже ставших крылатыми высказываниях известных мыслителей и воплощении опыта и мудрости народов — пословицах и поговорках. Но их качественные характеристики имеют самые различные значения и ценность. От того же, какие принципы являются для нас приоритетными, к примеру:

«Работа не волк

— в лес не убежит»

или «Где работно, там и густо,

а в ленивом дому пусто»

«Мы и сами с усами»

или «Хороший советник лучше

любого богатства»

и от следующего за ними, как уже было отмечено, и соответствующего им выбора действий — зависит то, что мы получим через минуту, день, год или десятилетие.

При сравнении же, на примерах миллионов людей, результатов такого выбора, складывается вполне определённый вывод о том, что наивысшей эффективности и оценки наших действий, поведения — легче всего достичь, отдавая предпочтение не тому, что по сегодняшним представлениям нам больше нравится, а придерживаясь следующих и им подобных важнейших жизненных правил и принципов:

неукоснительно соблюдай главные условия гармоничных взаимоотношений, взаимодействия с окружающими;

решай задачи любой сложности, полагаясь главным образом на собственные силы, будто помощи тебе ждать неоткуда;

не избегай, а стремись брать на себя ответственность — без неё не удастся обрести многих полезных качеств и достичь намеченных целей;

век живи, век учись;

всякое умение трудом даётся;

без труда нет плода;

чудеса случаются, но для этого надо много трудиться;

высоко ценится только 100%-й результат;

последующий день — ученик предыдущего дня, а развлечения, удовольствия не прибавляют нам ни знаний, ни умения; поэтому и «делу — время, потехе — час» хотя бы до момента накопления имеющего хорошую цену потенциала знаний, умения, необходимых для достижения желаемых результатов личностных качеств;

секрет успеха в постоянстве цели;

долг платежом красен, в том числе и по отношению к родителям, старшему поколению.

Мы уже знакомились с очень мудрым, точным и полезным — для того чтобы оно было понято и принято в качестве одного из главных жизненных принципов — высказыванием китайского философа Лао-Цзы: «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». А вот жизненные принципы, основы нравственности, выкристаллизованные в процессе воспитания, — в свою очередь, постепенно формируют наши приоритеты, предпочтения, ценности, психологию либо созидателя, либо потребителя и соответствующие психологии одного или другого типа характер и направленность мыслей.

То есть изначально и постоянно следует уделять пристальное внимание своим главным жизненным принципам, которые, кстати сказать, так же зависят от нашего опыта и тех же приоритетов, ценностей, психологии. И если всё это объединить и упростить, можно вывести, к примеру, такую последовательность взаимного влияния отмеченных характеристик:

«Главные жизненные принципы, нравственные ориентиры — формируют наши предпочтения, ценности, психологию, мысли; а мысли — ведут к соответствующего рода планам, приёмам и характеру выбираемых нами для достижения намеченных целей действий»

 

В развитие отмеченного выше — по аналогии с мыслью французского философа XVIII века Клода Гельвеция о том, что знание некоторых принципов способно легко возместить незнание некоторых фактов, — основываясь на многочисленных примерах, можно сделать ещё один интересный и весьма полезный вывод:

«Следование нескольким важнейшим жизненным принципам в определённой степени компенсирует недостаточный уровень некоторых качеств, способностей, наилучшим образом помогает в их совершенствовании и создании благоприятных для решения любых задач возможностей»

 

Духовность

 

«Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов перед материальными»  — С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова

Тому что человек стал человеком, сохранился как вид — он в первую очередь обязан духовности и любви к ближнему.

Духовность присуща человеческой природе много десятков тысяч лет. Она главным образом проявлялась и проявляется в способности заботиться, беречь, дорожить своими родными и близкими, в обострённом стремлении к справедливости, познанию, удовлетворению культурных потребностей, вере в разумное, доброе, вечное.

За столь долгое время, благодаря развитию человеческой цивилизации, — усложнялись, совершенствовались многие сферы жизни, на которые распространились духовные интересы людей. С помощью опыта народов и учений великих мыслителей обогащалось понимание самого термина «духовность». Но основной её смысл фактически не изменился.

Значимое влияние на духовное воспитание людей на протяжении последних веков оказывали и в настоящее время продолжают оказывать ведущие мировые религии.

Одной из основ служения каждой из них является стремление привить людям высокие моральные ценности, помочь им в помыслах и поступках стать добрее и чище.

И в значительной степени благодаря этому, каких бы взглядов мы ни придерживались, — важнейшая часть жизненных ориентиров большинства из нас связана с «сидящими» в нашем подсознании главными заповедями.

Оценивая то, какую роль в нашей жизни играет духовность, можно, помимо прочего, отметить — без духовности, определённой доли разумного и доброго идеализма, традиций, имеющих многовековую историю, наше бытие становится хаотичным, тусклым, приземлённым, механистичным, во многих смыслах пустым, а человек утрачивает целый ряд своих лучших отличительных особенностей.

Но духовность имеет ещё одну совершенно определённую высшую ценность, о чём всегда полезно помнить каждому. От того, есть она у человека или её нет, в огромной степени зависит — что у него с головой, с его самыми значимыми личностными качествами и способностями. Ведь:

«Духовность — основа ума, здравомыслия»

«Коль нет духовности — бал правит глупость»

 

Сдерживающие негативные, эгоистические
проявления качества

 

Эти качества для человека имеют чрезвычайно важное значение.

А чем главным образом они мотивированы?

генетической памятью — так как наибольшие шансы выжить, особенно в критических условиях существования, имели те предки современных людей, у которых с этими характеристиками было всё в порядке;

опытом общежития, пониманием возможных отрицательных реакций окружающих на негативные, эгоистические проявления, поступки;

внутренними нравственными приоритетами и потребностями.



А теперь перечислим и вкратце охарактеризуем основные из наших сдерживающих подобные проявления качеств:

стыд

«Стыд — чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины»

  — С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова

«Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей человечества»  — Михаил Салтыков-Щедрин (1826 — 1889)

«Боимся же мы нередко и общественного мнения, как бы нас не сочли за дурных людей, если мы совершаем или говорим что-либо нехорошее. Этот вид страха мы называем стыдом»  — Платон

«Для того, чтобы собственно человеческий способ регуляции поведения стал возможен, у человека должно быть выработано своеобразное внутреннее отвращение к дурному, к собственным аморальным поступкам — именно это лежит в основании чувства стыда»  — Галина Голубева

«У кого нет стыда, у того отсутствует и вера»  — Коран

«В общем-то нет никакой разницы между потерявшим стыд и больным на всю голову»

«Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим»  — Плавт

«Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не показывает ту ступень нравственного совершенства, на которой он находится»  — Лев Толстой

 

совесть

«Совесть — это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков»  — Галина Голубева

«Совесть — чувство нравственной ответственности перед окружающими и перед самим собой за свои поступки, поведение. Совесть — неизменная спутница духовности, как, впрочем, и духовность — совести»

«Совесть и человек взаимозависимы: нет человека — нет совести, нет совести — нет человека»  — Вадим Зверев

«Нет подушки мягче, чем чистая совесть»  — французская пословица

«Совесть — это единственная гарантия того, что человечество, всё-таки, будет следовать по стезе добродетели»  — Сомерсет Моэм

«Берегись всего того, что не одобрено твоей совестью»  — Лев Толстой

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»  — Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837)

 

ответственность

Ответственность — важнейшее качество, о котором на страницах этой книги упоминалось не раз.

Обладание чувством ответственности удерживает от глупостей и ведёт к формированию целого ряда имеющих высокую цену способностей.

 

понимание личных обязанностей; умение реально оценивать свои способности и возможности, вклад в дело; самокритичность; самоконтроль

Эти характеристики формируются в нас благодаря естественным условиям во взаимоотношениях с близкими и окружающими нас людьми, воспитанию и самовоспитанию в духе доброжелательности, уважительности к ним, учёта их интересов, прав и свобод.

 

Каждому из нас, несомненно, очень важно и полезно беречь и развивать все эти сдерживающие негативные, эгоистические проявления качества, являющиеся своего рода «внутренними тормозами» и «оберегами от глупостей». Иначе не удастся избежать многих неприятностей и бед, к которым обязательно приведёт следующее развитие событий:

«Были бы желание и недостаток качеств, удерживающих от дурных поступков, — а повод их совершить всегда найдётся»

«Минутное удовольствие часто бывает причиной долгих страданий»  — Кристоф Виланд (1733 — 1813)

«Нужно позволять себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного»  — Эпиктет

 

Соблюдение норм морали, способность учитывать
права и интересы окружающих

 

Ранее уже отмечалось, что знания, опыт, умение, как и большинство других качеств и характеристик, не передаются нам по наследству.

А наделены ли мы от природы какими-то данными, помогающими нам находить и придерживаться высоких нравственных ориентиров, учитывать права и интересы окружающих нас людей? Или же наше соответствие общепринятым правилам поведения, взаимоотношений достигается лишь благодаря воспитанию, самовоспитанию и заучиванию этих самых правил?

На этом вопросе вкратце мы уже останавливались. Учитывая же первостепенное значение вытекающих из него выводов, давайте здесь уделим ему ещё немного внимания.

Наблюдая, к примеру, то, как легко почти каждый ребёнок запоминает и начинает понимать, что можно делать, а что нельзя, кто хорошо себя ведёт, а кто плохо, и принимая также во внимание, что значительное большинство людей знают или чувствуют, как надо поступать во многих тысячах разнообразных ситуаций, не прочитав при этом ни одной книги по этике или этикету,— можно констатировать следующее:

«Каждый нормальный человек — благодаря наследственной генетической памяти, поведенческим программам — обладает чутьём и задатками понимания основных принципов морали»

Причём из-за того, что в прежние времена благополучие и сама жизнь каждого конкретного человека в значительно большей степени чем теперь зависели от соответствия его поведения правилам взаимоотношений, взаимодействия, — людей не чувствующих, не понимающих эти принципы было меньше.

То, что «знание» основ нравственности в значительной мере передаётся нам от природы, по наследству, отчасти подтверждает и такой пример. Ещё задолго до появления трудов великих просветителей-моралистов, за несколько тысяч лет до нашей эры, в древнем Египте, рядом с мумией клали папирус с переписанными из «Книги мёртвых» такими и им подобными оправданиями перед богами: «Я не чинил людям зла… Я не творил дурного… Я не поднимал руку на слабых… Я не причинял слёз… Я не убивал… Я не приказывал убивать… Я не совершал прелюбодеяния… Я не сквернословил...». (Мухаммед. Антология гуманной педагогики. М., 1992, с. 309)

Соответствие высоким нравственным критериям имеет первостепенную важность не только для достижения лучших из возможных результатов деятельности, но и для добрых отношений с окружающими, для собственной душевной удовлетворённости. Ведь и в наше время, наверное, каждому доводилось слышать в различных телеинтервью, как многие известные, успешные люди в качестве главных жизненных достижений на первые места ставили — счастливые семейные узы, рождение и воспитание детей, безграничную благодарность своим родителям, любовь, заботу о них, настоящую бескорыстную дружбу, а также то, что, добившись многого на творческой, профессиональной ниве, они никого не подставили, не предали, не шли к своим целям по чьим-то головам.

От природы мы наделены ещё одним важнейшим качеством — являющимся великолепным противовесом, защитником от дурных склонностей, поступков; помощником, стимулом для противостояния, к примеру, таким негативным проявлениям, как жадность, эгоизм, двойные стандарты — способствующим соблюдению общепринятых правил и норм общежития. Им является свойственная каждому из нас — всепоглощающая потребность и стремление достичь уважения, признательности к себе со стороны окружающих.

 

А теперь попробуем сформулировать первичные, системообразующие принципы морали, фактически «сидящие в наших генах», из которых вытекают и с помощью которых можно объяснить большинство определений, норм, правил этики и этикета и достичь высших ступеней нравственного и духовного развития.

Но предварительно заметим, что наши личные склонности, предпочтения, интересы, потребности, намерения, действия можно условно разделить на два типа:

касающиеся лишь нас самих, то есть не затрагивающие ничьих прав, свобод и интересов;

находящиеся на общем с другими людьми «поле» прав, свобод и интересов.

И конечно же каждому должно быть понятно, что:

в вопросах, где не затрагиваются ничьи права, свободы, интересы, где не наносится ущерб общей среде обитания — мы имеем полное право вести себя и действовать безо всяких ограничений;

там же, где наши права, свободы, интересы пересекаются с правами, свободами и интересами других людей — следует, путём взаимных уступок, соблюдать равенство и претендовать лишь на причитающуюся долю прав, свобод, интересов, одновременно принимая на себя соответствующую долю обязанностей, ответственности.

 

Итак, важнейшими принципами морали — по смыслу являющимися истоками, базисом и наилучшим образом объясняющими бóльшую часть норм и правил этики и этикета, соблюдение которых способствует формированию гармоничных взаимоотношений, взаимодействия с окружающими нас людьми, — являются:

Недопущение поступков, способных вызвать обоснованные негативные реакции, неудовлетворённость, претензии окружающих.

Последствия наших действий в этом смысле легко просчитываются ответом на вопрос самому себе: «А как на аналогичное действие, поступок со стороны кого-либо прореагировал бы я?»

«В основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо»  — Д. С. Лихачёв

Равенство прав и свобод, равенство общих обязанностей, ответственности.

Взаимность, стремление поддерживать баланс добродетельности.

Изначально уважительное отношение к любому человеку.

«Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное»  — Платон

«Не делай другим того, чего не желаешь себе»  — Конфуций

«Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому»  — древнеиндийское изречение

«Идеальный гость тот, при котором хозяин чувствует себя как дома»  — неизвестный автор

«То, что нравится тебе в других, понравится и другим в тебе»  — Филипп Честерфилд

«Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех добродетелей»  — Цицерон

«Благодарность, любовь — всего изящней красят человека»

Использование в общении таких и им подобных поистине волшебных слов, как «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», являющихся простейшими проявлениями благодарности, уважительности, вежливости, доброжелательности.

«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай»  — русская пословица

«Если не можешь иметь то, что хочешь, научись хотеть то, что имеешь»  — Аристотель

«Долг платежом красен»  — русская пословица

«Ни у кого нет права навязывать другим свои взгляды, вкусы, идеологию, веру»

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят»  — русская пословица

«Давать без излишеств и принимать лишь крайне необходимое, не унижаясь»  — Конфуций

Бережное отношение к природе.

Всем нам нравятся одни человеческие качества, поступки и не нравятся другие. И, как правило, качества и поступки, которые нам нравятся в других людях, ни коим образом не мешают нам, не ущемляют наших прав, свобод, интересов. Поэтому, помимо отмеченных, во всех смыслах полезны — и для получения высших из возможных оценок наших профессиональных способностей, и для достижения уважения, признательности, расположения окружающих — следующие наши личностные характеристики: честность, вежливость, доброжелательность, скромность, деликатность, пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, чувство меры, бережливость, отсутствие жадности, самостоятельность, ответственность, готовность помочь близким в сложных жизненных ситуациях.

 

Но имеет смысл ещё раз напомнить, что самая главная ценность кроется не в знании изложенных выше принципов и стремлении их соблюдать, а в совершённых поступках, действиях. Только они (и наилучшим образом в достаточно жёстких, критических обстоятельствах) показывают истинную цену наших жизненных принципов, нравственных ориентиров, крепости воли и духа.

Для лучшего понимания этого момента можно, к примеру, вспомнить того инока из анекдота, который, после падения ему на ногу чугунного радиатора отопления, сразу же прервал свой обет молчания.

«В конечном итоге то, что из себя представляет человек, хорош он или плох, определяется не тем, каких взглядов он придерживается, во что верит или не верит, в государстве с каким экономическим, социальным и политическим устройством живёт, — а совокупностью его поступков, действий»

 

Доброжелательность, любовь

 

Основой добрых взаимоотношений между людьми являются доброжелательность и любовь.

Доброжелательность и любовь — ценнейшие качества, присущие, к сожалению, не каждому человеку.

На страницах этой книги уже приводились мысли о значимости в нашей жизни доброжелательности и любви к людям. Но мы можем ещё многого не понять, если не впитаем в себя мудрость следующих изречений из Библии:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»

«Люби ближнего твоего, как самого себя»

«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья»

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви — то я ничто»

«Более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства»

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит»

И вне зависимости от того, кто во что больше верит — в Бога, в науку или в мудрость природы — каждому в его делах и душевных исканиях самой доброй спутницей и помощницей будет любовь.

 

Здравый смысл

 

«Судьба здравого смысла —
быть всегда старомодным»

— Вильгельм Швёбель

 

 

«Без достойных жизненных принципов, высокой нравственности, сдерживающих эгоистические проявления качеств, способности учитывать и соблюдать права и интересы окружающих, духовности и доброжелательности — невозможно истинное здравомыслие»

Как можно заметить из приведённой формулировки, среди качеств и характеристик, способствующих формированию здравого смысла, не упомянуты ни знания, ни профессионализм. И тому есть простое объяснение — не они оказывают основное влияние на этот процесс.

Проблемы со здравым смыслом конечно же случаются и от природы. И тогда подобную ситуацию очень сложно исправить.

«Один-два дурных не откликающихся на требования перемен гена способны исказить восприятие всего происходящего»

«У многих мало что получается из-за имеющейся у них генетической потребности идти наперекор элементарному здравому смыслу, верить любым нелепицам, обещающим чудо»

Но намного чаще изъяны в здравомыслии вытекают из многих причин, тому способствующих.

«Дурные дела, увлечения, тепличные условия, безответственность, потребительская психология, жадность и фанатизм лишают здравомыслия»

«Самостоятельность, ответственность — лучшая среда для здравомыслия»

«За необузданными страстями прячутся слабые воля, ум, дурные нравы»

 

«Около 10% людей имеют природное и ещё от 10 до более 50% (из-за выбора не лучших жизненных принципов, дел и приёмов, используемых для достижения поставленных целей) — приобретённое непонимание некоторых важнейших истин, норм морали, взаимодействия, что лишает их и значительной доли здравомыслия»



Недостаток или отсутствие ключевых достоинств обязательно чем-то заполнится. В том числе и такой гремучей смесью качеств, способностей, ощущений действительности и значимости своей роли в ней, при которой их обладателям всё чаще в голову будут приходить мысли типа той, что очень удачно подметил Аркадий Давидович:

«Мы не позволим фактам клеветать и кощунствовать»,

либо, какая уж тут разница, по разумности схожие с теми, что роились у обитателей известной дачи из Владимира Высоцкого, писавших письмо в редакцию телепередачи «Очевидное — невероятное» с предложением выпить беспокоящий их своими тайнами и опасностями Бермудский треугольник:

«… Пусть — безумная идея, —

Не решайте сгоряча.

Отвечайте нам скорее

Через доку главврача!

С уваженьем… Дата. Подпись.

Отвечайте нам — а то,

Если вы не отзовётесь,

Мы напишем… в Спортлото!»

Здравомыслие по С.И.Ожегову и Н.Ю.Шведовой — это способность здраво, толково мыслить, рассуждать.

К сожалению, такая оценка мало что раскрывает. И за общим ощущением здравости и толковости мыслей, рассуждений, при более внимательном рассмотрении, очень часто оказывается невозможным найти ни смысла, ни пользы, ни здравости, ни толковости.

Учитывая это, значительно более точным и полезным может оказаться следующее определение:

«Здравомыслие — это природное чутьё и обретённое понимание главной сути явлений, процессов, причинно-следственных связей, свойств, присущих человеческой природе, правил оптимальных взаимоотношений, взаимодействия, общеполезного баланса прав, свобод, обязанностей и ответственности; это способность к реалистичным оценкам, эффективным решениям, прогнозированию наиболее вероятных реакций, результатов»

Как уже отмечалось выше, в общем-то, нет особых сложностей с обретением знаний и умения достаточно высокого уровня. Со здравым же смыслом проблем немало. В том числе и у значительной части считающихся умными и успешными людей! Ведь здравый смысл можно легко утратить по многим отмеченным в данном учебнике причинам.



Обратим внимание на ещё один весьма примечательный нюанс. Все мы хотим быть счастливыми. Но, без упомянутых в этом параграфе качеств, нам не достичь чувства, состояния высокого, высшего удовлетворения, которым главным образом и характеризуется счастье. И совсем не случайно тем, у кого вышеназванные качества не в почёте, обычно и успех — не успех, и счастье — не счастье.

Есть такое понятие: «стартовый капитал», представляющий из себя, согласно энциклопедическому словарю экономики и права, начальный капитал, необходимый для открытия собственного дела, создания предприятия.

Наличию такого капитала многие придают решающее значение.

В действительности же стартовый капитал в виде каких-то оборотных, инвестиционных средств может быть полезен, представлять из себя реальную ценность лишь как вторичная добавка к главной части стартового капитала — достойным жизненным принципам, высокой нравственности, способности учитывать права и интересы окружающих, ответственности, духовности, доброжелательности, формируемому этими качествами здравому смыслу, а также знаниям, опыту, профессионализму, волевым качествам. Без этих важнейших составляющих любые финансовые вложения будут в лучшем случае малоэффективны, а вероятнее всего — утрачены.

11:10
1240
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!