Слагаемые успеха ч.2 - Самовоспитание
2. Самовоспитание.
Выбор достойных принципов
«Процесс воспитания происходит главным образом в детстве, юности, самовоспитания — всю жизнь»
Воспитание — это только половина, причём всё же меньшая, единого процесса формирования наших качеств, устремлений, предпочтений, характера поведения, действий, приверженности традициям, который не будет иметь ещё очень многого без самовоспитания. Потому что выбор того, как себя вести, что делать в самых разнообразных ситуациях, каждый человек, несмотря ни на какие примеры, помощь, делает самостоятельно — и таким образом довершает и каждым своим поступком вновь и вновь обозначает, подтверждает истинные контуры, направленность, уровень собственного воспитания.
То есть воспитание, по сути, это своеобразные предложения, в том числе и выгодные и такие, от которых, как иногда говорят, бывает трудно отказаться; а самовоспитание — выбор из какого-то количества направлений, вариантов развития, совершенствования, используемых приёмов тех, которые соответствуют определённым внутренним критериям, склонностям, приоритетам.
«Самовоспитание — это воспитание самого себя, основанное на выбранных (с помощью воспитания, сопоставления разнообразных примеров, информации и личного опыта) жизненных принципах, ценностях, непосредственно влияющих на поведение, направленность и характер действий, предпринимаемых для достижения намеченных целей»
Лучшими целями воспитания и самовоспитания можно считать: выбор высоких нравственных ориентиров и жизненных принципов, следование им и формирование на их основе достойных личностных качеств и способностей.
Результаты, к которым мы приходим, зависят от наших склонностей, предпочтений, идеалов, соблюдения правил поведения, взаимоотношений, взаимодействия с окружающими, знаний, опыта, профессиональных навыков, волевых качеств… И почти всё это формируется посредством и воспитания, и самовоспитания.
Тому же кто уверен, что все его лучшие качества и способности обретены лишь благодаря самовоспитанию, полезно вспомнить случаи с детьми, вскормленными представителями дикой природы (но конечно же не персонажей сказок и фильмов), которые больше походили на своих воспитателей, чем на человека. И не только не умели, к примеру, говорить, но и зачастую утрачивали возможности научиться этому.
Всем известна мысль о том, что всё познаётся в сравнении. В действительности же, наверное, не бывает ничего однозначного. Но в очень многих вопросах, в том числе и в воспитании, полезно понимать и учитывать основной смысл этой фразы — не будет необходимых примеров поведения, ответных реакций, сопоставлений, оценок поступков, действий, объяснений сути происходящего, что хорошо, а что плохо, то есть воспитания — не будет и основы, отправной точки для самовоспитания.