Слагаемые успеха ч. 1 - Воспитание
СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА
«Наш путь начертан нашими
склонностями и способностями»— Пьер Буаст (1765 — 1824)
1. Воспитание
«Из всех плодов наилучшие
приносит хорошее воспитание»— Козьма Прутков
Родился маленький представитель рода человеческого.
С какими данными он появился на свет?
От своей человеческой природы он получил задатки множества способностей и разнообразие возможностей для собственного совершенствования. Но все они находятся в ещё нераскрытом состоянии. До какой степени он сможет их использовать, развить? Ведь почти по всем необходимым ему в предстоящей жизни направлениям придётся начинать с нуля. Потому что ни знания, ни опыт, ни умение, ни большинство других качеств и способностей — не передаются по наследству.
А научиться предстоит очень и очень многому, так же как и многое понять. Он не знает, что следует делать и как поступать в великом множестве обстоятельств, ситуаций, во взаимоотношениях с окружающими его людьми.
Что же является самым важным для его будущего с первого дня жизни, если не считать питание и удовлетворение нескольких других важнейших естественных для любого живого существа потребностей? Конечно же это воспитание!
Дорога к успеху, как правило, короткой не бывает. И первые шаги к нему или в сторону от него делаются с раннего детства. А то какие перспективы ожидают любого малыша, как, впрочем, и взрослого человека, в значительной степени зависит от полученного воспитания и его важнейшей составляющей — самовоспитания.
«Никто не становится хорошим человеком случайно» — Платон
«Успех гарантируют лишь достоинства»
«Для трудного достижения добродетели нужен руководитель, пороку же научаются сами» — Сенека-младший
«Человек может стать человеком только путём воспитания. Он — то, что делает из него воспитание» — Иммануил Кант (1727 — 1804)
«Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв» — Пьер Буаст
«Сопротивление невольной склонности быть непомерно ласковым с детьми принадлежит к одному из самых важных проявлений родительской любви» — Герберт Спенсер (1820 — 1903)
«Если и существуют такие обстоятельства, при которых строгость по отношению к детям становится необходимостью, то это когда под угрозой их нравственность или когда налицо дурные привычки, которые надо искоренять» — Жан Жак Руссо
«Простив проступок, побуждаешь к худшему» — Публий Сир
«Кто не наказывает порока, тот его пособник» — Леонардо да Винчи (1452 — 1519)
«Ничто не ободряет так порока, как излишняя снисходительность» — Уильям Шекспир (1564 — 1616)
«Все дети по природе шантажисты. А потому значительный ущерб многим их будущим качествам и достоинствам может быть нанесён односторонними послаблениями или отменами уже предпринятых разумных воспитательных мер другого родителя»
«Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас» — Эрнст Легуве (1807 — 1903)
«Самый простой пример убедительнее самой красноречивой проповеди» — Сенека-старший (ок. 54 до н.э. — ок. 39 н.э.)
«Достоинству нас не научит тот, кто недостойно сам себя ведёт» — Абдурахман Джами (1414 — 1492)
«Не старайтесь превратить воспитание в серию удовольствий. Только усилие даёт нужную силу уму» — неизвестный автор
«Родители, понимающие как формируются стимулы, знания, личностные качества, результаты, нередко решают такую дилемму: «Что делать — дать хорошее воспитание, научить чему-то стóящему или не оказывать значимых педагогических воздействий и устроить своим детям нескончаемую череду развлечений, удовольствий, чтобы больше им нравиться?»
«Воспитание нуждается в трёх вещах: в даровании, науке, упражнении» — Аристотель (384 — 322 д.н.э.)
«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» — Жан Жак Руссо
«Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания» — Сюнь-Цзы (ок. 298(313) — 238 д.н.э.)
«Привычка всего прочнее, когда берёт начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки» — Фрэнсис Бэкон
«Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным» — Клод Гельвеций (1715 — 1771)
«Кто не учит сына ремеслу, учит воровству» — Талмуд
«Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию» — Джон Локк
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества» — Теодор Рузвельт (1858 — 1919)
«Нравственность должна быть полярной звездой науки» — Станислас Буффлер (1737 — 1815)
«Наука и воспитание совершенствуют нашу природу, приучают её к разумной умеренности и отвращению к излишествам» — Плутарх (46 — 126)
«Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях» — Бернард Мандевиль (1670 — 1733)
«Лучшая защита от дурных манер — хорошее воспитание» — Филипп Честерфилд (1694 — 1773)
«Юноши охотно слушают дурные советы» — Публий Сир
«Если бы дети не приучались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, — стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд» — Демокрит (ок. 460 — 370 д.н.э.)
«У каждой добродетели есть родственный порок; так у каждого наслаждения есть соседствующее с ним бесчестье. Поэтому необходимо отчётливо провести разделяющую их черту, и лучше на целый ярд не дойти долее и остановиться, нежели зайти за неё хотя бы на дюйм» — Джон Локк
Учитывая эту мысль, при воспитании детей, чтобы не навредить их будущему, — полезнее не проявлять в избытке безотказность, готовность при любом затруднении помочь, отдать лучшее, последнее и стараться не афишировать перед ними этих, возможно, и переполняющих почти всех родителей чувств.
Детей очень полезно хвалить за хорошее поведение, а также объяснять им, как не следует поступать, делать замечания, когда они ведут себя не лучшим образом, по трём основным причинам:
◆ потому что изначально, по большинству вопросов, они просто не знают, как надо себя вести;
◆ для того чтобы уберечь их от всевозможных неприятностей в будущем;
◆ для постепенного формирования основ опытности в различных действиях, формах поведения, взаимоотношениях с окружающими.
Хорошее воспитание — такая же наука, как и многие другие. Но, по понятным причинам, роль воспитателей приходится обычно выполнять родителям, чаще всего имеющим в этом вопросе лишь общие представления при минимуме знаний и опыта. А потому, учитывая реалии, подобно пословице: «Сколько людей — столько и мнений», о воспитании, наверное, также можно сказать: «Сколько людей — столько и форм воспитания»
«Тот кто старается уберечь своего ребёнка от обязанностей, самодеятельности и ответственности — оберегает его и от хорошего воспитания, основ опытности, понимания и будущих успехов»
«Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности» — Адольф Дистервег (1790 — 1866)
«Наши дети в конечном итоге будут вести себя примерно так, как ведём себя мы и в соответствии с тем, что мы старались им объяснить, внушить, конечно же с поправками на их собственный выбор и здравый смысл»
«Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда» — Шота Руставели (ок. 1172 — ок. 1216)
Уже давно народная мудрость, основанная на жизненном опыте, точно подметила: «Каждый кулик своё болото хвалит». А ведь это свойство человеческой природы можно умело использовать, если, немного изменив эту мысль, помнить, что:
«Каждый человек считает наиболее достойной ту среду, в которой находится»,
и предпринимать действия, направленные на то, чтобы помочь и себе самому, и своим близким оказаться в действительно ценной «среде обитания».
Так, например, важнейшим этапом в жизни каждого человека является обучение в школе, особенно его начало. В какую категорию учеников попадёт первоклашка? С кем будет дружить? Ведь где он окажется, таких ценностей, вероятнее всего, и будет придерживаться весь период обучения.
Попал, начав учёбу в школе, в число троечников — будет считать их самыми умными, уважаемыми, достойными, а успевающих учеников — выскочками, зубрилами. Если же окажется среди хорошистов и отличников, — станет проявлять усердие и стараться удержаться в этой, как правило, менее многочисленной группе одноклассников.
Затем, обычно по окончании школы, наступает очень важный момент, когда юноше необходимо определиться с тем, в каком направлении следует двигаться дальше — посвятить себя спорту, начать трудовую деятельность, для которой не обязательна высокая образованность, или же продолжить учёбу.
От правильности этого выбора зависят будущие результаты и либо удачные приобретения, либо потери, в первую очередь времени. И тут конечно же важно помочь вступающему во взрослую жизнь сделать осознанный выбор в пользу будущей деятельности с как можно более высокими профессиональными характеристиками.
Воспитание — это совокупность принятых, усвоенных, обретённых форм поведения, черт характера, предпочтений, принципов, психологических штампов, традиций и других ценностей, привитых и сформированных через духовное и физическое совершенствование главным образом семьёй, школой, средой и информационными источниками.
Дефекты воспитания в природе являются своеобразным фильтром, действующим в рамках естественного отбора, предотвращающим устойчивое воспроизводство.