Слагаемые успеха ч. 1 - Воспитание

 

СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА

 

«Наш путь начертан нашими
склонностями и способностями»

— Пьер Буаст (1765 — 1824)

 

1. Воспитание



«Из всех плодов наилучшие
приносит хорошее воспитание»

— Козьма Прутков

 

Родился маленький представитель рода человеческого.

С какими данными он появился на свет?

От своей человеческой природы он получил задатки множества способностей и разнообразие возможностей для собственного совершенствования. Но все они находятся в ещё нераскрытом состоянии. До какой степени он сможет их использовать, развить? Ведь почти по всем необходимым ему в предстоящей жизни направлениям придётся начинать с нуля. Потому что ни знания, ни опыт, ни умение, ни большинство других качеств и способностей — не передаются по наследству.

А научиться предстоит очень и очень многому, так же как и многое понять. Он не знает, что следует делать и как поступать в великом множестве обстоятельств, ситуаций, во взаимоотношениях с окружающими его людьми.

Что же является самым важным для его будущего с первого дня жизни, если не считать питание и удовлетворение нескольких других важнейших естественных для любого живого существа потребностей? Конечно же это воспитание!

Дорога к успеху, как правило, короткой не бывает. И первые шаги к нему или в сторону от него делаются с раннего детства. А то какие перспективы ожидают любого малыша, как, впрочем, и взрослого человека, в значительной степени зависит от полученного воспитания и его важнейшей составляющей — самовоспитания.

«Никто не становится хорошим человеком случайно» — Платон

«Успех гарантируют лишь достоинства»

«Для трудного достижения добродетели нужен руководитель, пороку же научаются сами»  — Сенека-младший

«Человек может стать человеком только путём воспитания. Он — то, что делает из него воспитание»  — Иммануил Кант (1727 — 1804)

«Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв» — Пьер Буаст

«Сопротивление невольной склонности быть непомерно ласковым с детьми принадлежит к одному из самых важных проявлений родительской любви» — Герберт Спенсер (1820 — 1903)

«Если и существуют такие обстоятельства, при которых строгость по отношению к детям становится необходимостью, то это когда под угрозой их нравственность или когда налицо дурные привычки, которые надо искоренять» — Жан Жак Руссо

«Простив проступок, побуждаешь к худшему»  — Публий Сир

«Кто не наказывает порока, тот его пособник»  — Леонардо да Винчи (1452 — 1519)

«Ничто не ободряет так порока, как излишняя снисходительность» — Уильям Шекспир (1564 — 1616)

«Все дети по природе шантажисты. А потому значительный ущерб многим их будущим качествам и достоинствам может быть нанесён односторонними послаблениями или отменами уже предпринятых разумных воспитательных мер другого родителя»

«Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас» — Эрнст Легуве (1807 — 1903)

«Самый простой пример убедительнее самой красноречивой проповеди»  — Сенека-старший (ок. 54 до н.э. — ок. 39 н.э.)

«Достоинству нас не научит тот, кто недостойно сам себя ведёт»  — Абдурахман Джами (1414 — 1492)

«Не старайтесь превратить воспитание в серию удовольствий. Только усилие даёт нужную силу уму»  — неизвестный автор

«Родители, понимающие как формируются стимулы, знания, личностные качества, результаты, нередко решают такую дилемму: «Что делать — дать хорошее воспитание, научить чему-то стóящему или не оказывать значимых педагогических воздействий и устроить своим детям нескончаемую череду развлечений, удовольствий, чтобы больше им нравиться?»

«Воспитание нуждается в трёх вещах: в даровании, науке, упражнении»  — Аристотель (384 — 322 д.н.э.)

«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях»  — Жан Жак Руссо

«Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания»  — Сюнь-Цзы (ок. 298(313) — 238 д.н.э.)

«Привычка всего прочнее, когда берёт начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки»  — Фрэнсис Бэкон

«Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным»  — Клод Гельвеций (1715 — 1771)

«Кто не учит сына ремеслу, учит воровству»  — Талмуд

«Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию» — Джон Локк

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества»  — Теодор Рузвельт (1858 — 1919)

«Нравственность должна быть полярной звездой науки»  — Станислас Буффлер (1737 — 1815)

«Наука и воспитание совершенствуют нашу природу, приучают её к разумной умеренности и отвращению к излишествам»  — Плутарх (46 — 126)

«Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях»  — Бернард Мандевиль (1670 — 1733)

«Лучшая защита от дурных манер — хорошее воспитание» — Филипп Честерфилд (1694 — 1773)

«Юноши охотно слушают дурные советы»  — Публий Сир

«Если бы дети не приучались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, — стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд»  — Демокрит (ок. 460 — 370 д.н.э.)

«У каждой добродетели есть родственный порок; так у каждого наслаждения есть соседствующее с ним бесчестье. Поэтому необходимо отчётливо провести разделяющую их черту, и лучше на целый ярд не дойти долее и остановиться, нежели зайти за неё хотя бы на дюйм»  — Джон Локк

Учитывая эту мысль, при воспитании детей, чтобы не навредить их будущему, — полезнее не проявлять в избытке безотказность, готовность при любом затруднении помочь, отдать лучшее, последнее и стараться не афишировать перед ними этих, возможно, и переполняющих почти всех родителей чувств.

Детей очень полезно хвалить за хорошее поведение, а также объяснять им, как не следует поступать, делать замечания, когда они ведут себя не лучшим образом, по трём основным причинам:

◆ потому что изначально, по большинству вопросов, они просто не знают, как надо себя вести;

◆ для того чтобы уберечь их от всевозможных неприятностей в будущем;

◆ для постепенного формирования основ опытности в различных действиях, формах поведения, взаимоотношениях с окружающими.



Хорошее воспитание — такая же наука, как и многие другие. Но, по понятным причинам, роль воспитателей приходится обычно выполнять родителям, чаще всего имеющим в этом вопросе лишь общие представления при минимуме знаний и опыта. А потому, учитывая реалии, подобно пословице: «Сколько людей — столько и мнений», о воспитании, наверное, также можно сказать: «Сколько людей — столько и форм воспитания»

«Тот кто старается уберечь своего ребёнка от обязанностей, самодеятельности и ответственности — оберегает его и от хорошего воспитания, основ опытности, понимания и будущих успехов»

«Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности»  — Адольф Дистервег (1790 — 1866)

«Наши дети в конечном итоге будут вести себя примерно так, как ведём себя мы и в соответствии с тем, что мы старались им объяснить, внушить, конечно же с поправками на их собственный выбор и здравый смысл»

«Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда»  — Шота Руставели (ок. 1172 — ок. 1216)

Уже давно народная мудрость, основанная на жизненном опыте, точно подметила: «Каждый кулик своё болото хвалит». А ведь это свойство человеческой природы можно умело использовать, если, немного изменив эту мысль, помнить, что:

«Каждый человек считает наиболее достойной ту среду, в которой находится»,

и предпринимать действия, направленные на то, чтобы помочь и себе самому, и своим близким оказаться в действительно ценной «среде обитания».

Так, например, важнейшим этапом в жизни каждого человека является обучение в школе, особенно его начало. В какую категорию учеников попадёт первоклашка? С кем будет дружить? Ведь где он окажется, таких ценностей, вероятнее всего, и будет придерживаться весь период обучения.

Попал, начав учёбу в школе, в число троечников — будет считать их самыми умными, уважаемыми, достойными, а успевающих учеников — выскочками, зубрилами. Если же окажется среди хорошистов и отличников, — станет проявлять усердие и стараться удержаться в этой, как правило, менее многочисленной группе одноклассников.

Затем, обычно по окончании школы, наступает очень важный момент, когда юноше необходимо определиться с тем, в каком направлении следует двигаться дальше — посвятить себя спорту, начать трудовую деятельность, для которой не обязательна высокая образованность, или же продолжить учёбу.

От правильности этого выбора зависят будущие ре­зультаты и либо удачные приобретения, либо потери, в первую очередь времени. И тут конечно же важно по­мочь вступающему во взрослую жизнь сделать осознанный выбор в пользу будущей деятельности с как можно более высокими профессиональными характеристиками.

Воспитание — это совокупность принятых, усвоенных, обретённых форм поведения, черт характера, предпочтений, принципов, психологических штампов, традиций и других ценностей, привитых и сформированных через духовное и физическое совершенствование главным образом семьёй, школой, средой и информационными источниками.

Дефекты воспитания в природе являются своеоб­разным фильтром, действующим в рамках естественного отбора, предотвращающим устойчивое воспроизводство.

12:40
1072
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!