Системообразующие ориентиры в науке

И здесь — какими бы сложными, мудрёными ни казались вопросы, связанные с наукой, её организацией, — всё также достаточно просто:

«Результаты в науке на 80% — 90% зависят от качества организационных систем»

А что способно стать своеобразным маяком для организационных систем в науке, на который следует ориентировать и поощрения, и ответственность, и многое другое? Конечно же то, что более всего прочего влияет на результаты. А потому:

«Главным системообразующим началом, мерилом, принципом научной деятельности должна быть — оценка не по косвенным, промежуточным, а по значимому конечному результату»

Но, к сожалению, на настоящий момент этот принцип практически не используется. В связи с чем показатели научной деятельности у нас сейчас в большинстве направлений далеки от оптимальных.

И конечно же не стоит ждать серьёзных достижений, когда:

◆ Повсеместно работа учёных, научных подразделений и организаций нацелена на бесплодные косвенные или промежуточные показатели.

Так, например, сейчас каждый наш научный сотрудник обязан за год подготовить несколько научных статей или патентов на изобретения — иначе его научному центру понизят категорию с потерями финансирования, зарплат, репутации.

Вот и получается: какой запрос, требование (декрет) от тех кто оценивает, платит (то есть от чиновничьих структур) — такой и ответ.

В результате — с каждым годом нарастающая масса разработок, патентов, статей. А что же с их смыслом и пользой? И тут всё изначально прогнозируемо — они почти всегда стремятся к нулю.

◆ Нет почти никакой разницы в поощрениях учёных, способных делать высокие результаты, и тех, кто фактически ни на что не способен (а их в условиях размытых требований и оценочных критериев — подавляющее большинство).

◆ Уровень обеспечения научных организаций приборами, оборудованием, реактивами, другими необходимыми для исследований расходными материалами и прочим — в общем-то, на очень низком уровне.

И в этом совсем не грех перенять имеющийся передовой зарубежный опыт, а также самим научиться создавать многое с необходимым стабильным качеством.

Для организации эффективной производственной деятельности уже более 100 лет существует наука «Организация производства».

А вот науки «Организация научной деятельности» до сих пор нет. Но важнейшие системообразующие принципы такой науки кратко обозначены на этом сайте и в учебнике «Слагаемые успеха».

06:25
1224
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!