По уму условия

 

Стабильные, справедливые, комфортные, ответственные, по уму условия деятельности

 

Давайте кратко обозначим, что — в качестве первичного, системообразующего, главного — совершенно очевидно необходимо организовать и обеспечить для достижения наивысшей результативности деятельности предпринимателей, которыми, при благоприятном развитии событий, в той или иной степени могут стать большинство из нас.

«Результаты зависят не от либеральных, центристских, социалистических и прочих подходов, а от того, насколько комфортно, заинтересованно, ответственно (в зависимости от эффективности организационных систем) чувствуют себя главные создатели качественных продуктов, услуг»

Ими же являются создающие, производящие продукты, услуги мирового уровня учёные, специалисты, предприниматели.

Так что же для предпринимателей, а значит и для нашей экономики, необходимо в этом плане в первую очередь организовать, обеспечить?

● 1. Справедливые, действенные, защищающие интересы производящих качественные продукты, услуги предпринимателей: законы, основанные на эффективных законодательных принципах, и предсказуемая правоприменительная практика:

— устранение, исключение различных толкований законов по одинаковым вопросам, несоответствий эффективным законодательным принципам;

— невозможность безнаказанного принятия судебными органами решений, противоречащих законам, системным научно выверенным законодательным принципам.

● 2. Неукоснительное соблюдение прав собственности, гарантированная защита от рейдерства.

● 3. Совершенствование и неукоснительное соблюдение авторских прав. Помощь авторам во внедрении их разработок и справедливом учёте их роли при распределении получаемых от реализации доходов.

● 4. Стабильные, разумные, справедливые, стимулирующие условия для деятельности предпринимателей, а не обнуление кому-то на какой-то срок налогов.

● 5. Деление предпринимателей на две категории — производящих товары, работы, услуги надлежащего и ненадлежащего качества.

Это надо делать обязательно и постоянно держать данный вопрос на контроле. И предпринимателям 1-ой группы следует оказывать всяческое содействие (в первую очередь через качественное законодательство и доступ, включение ответственных передовых производителей в региональные и федеральные хозяйственные комплексы), а возможности для существования 2-ой стараться свести к нулю действенными, а значит достаточно жёсткими методами.

Зачем нужны, к примеру, предприниматели, организации, после «трудов» которых в одной сфере деятельности у людей возникают проблемы со здоровьем, в другой — клиенты сносят (из-за угрозы обрушения) построенные ими в трещинах дома, в третьей — несмотря на с лихвой освоенные средства (по ценам, уже нередко превышающим стоимость автобанов в Германии и Швейцарии), через какие-нибудь месяц — другой новые дороги выглядят будто после бомбёжки.

И таких дельцов — способных лишь что-то обещать да брать за обещанное деньги, но не способных и не собирающихся (из-за фактической безнаказанности) выполнять в должной мере взятые на себя обязательства — у нас немало. А сколько тех, кто просто торгует воздухом?

● 6. Надо понимать и учитывать, наряду со многими первопричинами, такое свойство человека:

«Кто ступил на стезю мошенничества — без убедительных, жёстких причин с неё не сойдёт»

Поэтому ответственность за производство недоброкачественных товаров, услуг должна быть сопоставима нанесённому ущербу или даже значительно его превосходить. Несопоставимость же ответственности — фактически означает поощрение, стимулирование на дурные поступки, дела, причинение всё большего ущерба, вреда всем и вся.

К тому же такие с позволения сказать производители никакие не предприниматели. И напрасно кто-то надеется, что они когда-нибудь вдруг (с чего бы это) начнут платить налоги со своих афёр.

● 7. «Главные причины высоких, скачущих цен, курсов валют, фактического отсутствия конкуренции, свободной рыночной экономики — масса навязывающихся и навязанных бизнесу паразитов-посредников»

И против этого тоже необходимо обязательно принимать кардинальные меры.

«Какая польза потребителю, государству от того, что на одном продукте нажилась целая цепочка посредников, а изготовитель, из-за высокой стоимости, сбыл его в количестве, заметно меньшем от возможного?»

«Убери массу никому не нужных посредников и многое изменится — снизятся цены, инфляция, увеличатся объёмы, качество производимых ценностей»

8. Сертификация продукции

Лишь два примера из действующей практики:

— производят и продают разные продукты, например огурцы, имея необходимые разрешительные документы, а на площадях, где их вырастили, нередко многие годы даже трава не растёт;

— необходимые сертификаты качества почти во всех случаях имеются, а вот заявленные качество, ингредиенты, польза — зачастую только в инструкциях по применению, на этикетках и в рекламных буклетах.

О чём приведённые примеры и существующее положение во множестве других направлений говорят? Конечно же о том, что изначально выбраны неверные алгоритмы решения задач обеспечения необходимого качества производимой продукции.

Самые же справедливые, результативные алгоритмы для этого, в общем-то, совсем не сложны и напрашиваются сами собой:

- контролировать  главным образом надо качество продуктов на прилавке, а не документы на них;

— учитывая тот факт, что главными слагаемыми производства товаров и услуг высокого качества являются: настрой именно на это, профессионализм, ответственность предпринимателей, специалистов и свободная, совершенная, справедливая конкуренция — лучшим вариантом, снижающим бесполезные затраты, решающим ряд других задач, является такой: разрешительные документы, сертификаты на определённый вид продукции должны выдаваться предпринимателям один раз на весь период производства, а по многим из них вообще следует исключить необходимость сертификации.

Ведь никак, к примеру, не ухудшилось качество производимого у нас после отмены в 1998 году необходимости лицензирования почти всех видов деятельности.

И если в некоторых развитых странах Запада требуется сертификация для выращивания на приусадебном участке овощей и зелени — это совсем не значит, что подобную глупость надо повторять нам.

«Наш рынок станет заметно разнообразнее, богаче, конкурентнее, если отменить любую сертификацию на неопасные, безвредные, качественные продукты, производства»

«Отмени в одночасье все относящиеся к хозяйственной деятельности (не связанной с особо опасными продуктами, производствами) законы, требования, правила, сертификации, заменив их несколькими десятками эффективных законодательных принципов и усиленными контролем, ответственностью за добротность продуктов на прилавке, — и качество производимого и экономики в целом только улучшится»

● 9. Организации должны иметь право самостоятельно проводить необходимые исследования и работы по качеству условий труда, аттестации рабочих мест, разработке проектов (может быть, за исключением специфических и особо ответственных их частей), смет и т.п. Ведь по практике, встроившись в ими же пролоббированные организационные схемы в качестве обязательных исполнителей, разнообразные чиновничьи, исследовательские, проектные и прочие конторы объявляют предприятиям какие угодно заоблачные цены, сбить которые редко когда удаётся.

Так, к примеру, автору этих строк не раз доводилось быть обязанным привлекать к разработке разного рода проектов (на создание производств, по условиям труда, экологии и т.п.) сторонние организации, в то время как к тому имелись и собственные возможности, а значит и знания их примерных трудозатрат, стоимости. И только благодаря этому опыту удавалось найти имеющие какое-то чувство меры (но очень редко встречающиеся) организации, цены с которыми удавалось согласовать на мало-мальски приемлемом уровне — примерно в 20 (двадцать!) раз меньшем, чем у большинства остальных.

Возможными же подобные анахронизмы становятся и потому, что:

«У нас пытаются улучшить условия для бизнеса и одновременно удовлетворить растущие аппетиты тех, кто паразитирует на нём»

Вследствие чего к сложившемуся положению всё ещё в полной мере применимо давнее меткое сравнение из русской пословицы:

«Один с сошкой — семеро с ложкой»

● 10. Чтобы определить насколько нужны те или иные проверки, сертификаты и вообще нужны ли сначала зададим себе 1-й вопрос: «Каковы основные цели проверок?»

И если по уму (а не исходя из неких побудительных мотивов проверяющих), таких целей должно быть всего лишь три:

— качество производимой продукции, работ, услуг;

— безопасность сырья, выпускаемых продуктов, производств, строений, оборудования, технологических процессов, труда;

— правильная и своевременная выплата налогов, отчислений.

А теперь вопрос 2-й: «Кто сейчас (а в случае организации и обеспечения у нас необходимых условий для свободной, справедливой, совершенной конкуренции тем более) всех заинтересованнее в высоком качестве и безопасности?»

Конечно же потребитель и (если он видит хотя бы на шаг вперёд) производитель и обладатель какой-то предлагаемой покупателям ценности.

Но функциями контролёров (в очередной раз акцентируем — ими же пролоббированными) наделены (будто бы в интересах людей) различные чиновничьи и посреднические структуры, роль которых, по сути, если кратко, сводится к тому, чтобы:

— придумать ряд (для них лучше всего достаточно пространных) правил, нормативов и т.п.;

— обычно один раз в несколько лет исследовать выпускаемую продукцию, производство, деятельность на соответствие этим придуманным требованиям;

— получить за свои (почти всегда совершенно формальные) контроль и исследования деньги (обычно, в соответствии с постоянно растущими аппетитами, в разы опережающими любую инфляцию) — либо по договору (от которого проверяемому нет никаких возможностей отказаться); либо в виде штрафов (ведь при желании и полномочиях найти несоответствия с придуманными ими же самими правилами и нормами в тысячи страниц можно на каждом предприятии и, опять же, при желании и околопрофессиональной принципиальности, набрать, к примеру, по совокупности оснований даже для остановки деятельности любого из них);

— и (в лучшем для предпринимателя, качества, безопасности и цен случае) забыть и о продукции, и о предпринимателе до следующей проверки (в одних направлениях — на несколько недель — месяцев, в других — на несколько лет), ведь проверяемых хватает.

То есть (по сути) главное во всём этом хитросплетении многоступенчатого процесса — получить с предпринимателя деньги.

И получить любой ценой, несмотря на то, что:

«Многие предприниматели закрываются, не выдерживая конкуренции с растущими аппетитами разного рода сертификаторов»

Если же на проверки посмотреть под неким специфическим углом зрения, можно также легко заметить:

«И самые качественные продукты, работы, условия не соответствуют массе абсурдных требований»

11.  А как вы думаете, какого рода действия, методы, требования, проверки в наилучшей степени повлияют на качество производимых товаров, работ, услуг?

И тут — в смысле создания наилучших, комфортных, по уму условий для наивысшей результативности деятельности предпринимателей (а значит и экономики в целом) — всё может быть предельно просто:

— помощь, поддержка ответственных, квалифицированных предпринимателей — в первую очередь через минимизацию по количеству, объёмам и сведение к простым системным, эффективным принципам необходимых условий, требований, правил;

— условия, требования, правила, в виде кратких, эффективных принципов, должны размещаться на контролируемом государством постоянно совершенствуемом информационном ресурсе;

— почти всегда (кроме исключительных случаев) по предприятиям — не связанным с опасными производствами, технологическими процессами, оборудованием, выпускаемой продукцией — должен действовать законодательный запрет на все проверки непосредственно на предприятии. Их совсем несложно (и в постоянном, и в периодическом режиме) организовать в уважительной, доброжелательной, бесконтактной форме. Подобного рода проверки (на своей территории) уже давно практикуют налоговые органы, пенсионный фонд, социального страхования, банки.

— без ограничений (и чем чаще, тем лучше) следует наладить проверки, связанные с определением качества производимых товаров (а не разрешительных бумаг) в местах их реализации. И этому наверняка будут рады все ответственные товаропроизводители;

— результатами проверок непосредственно на предприятии должны быть только рекомендации и помощь, что, несомненно, отобьёт острую потребность в них у проверяющих;

— санкции к добросовестным, производящим качественные продукты, услуги предпринимателям должны быть по очень ограниченному (опубликованному на информационном ресурсе) числу нарушений и только за значимые, действительно произошедшие из них (а не выдуманные либо всего лишь возможные с минимальной вероятностью) — на нынешнем этапе, к примеру, только за нарушения кассовой дисциплины и непреднамеренные случаи реализации недостаточно качественных товаров, услуг;

— по отношению к производителям опасных, ненадлежащего качества товаров, работ, услуг, разного рода мошенникам следует применять самые жёсткие меры. Ответственность должна быть кратной нанесённому ущербу. Лучший вариант — когда заниматься подобного рода деятельностью будет неповадно никому;

— за проверки без серьёзных на то оснований, создающие неудобства, негативные последствия для производителей качественных продуктов, — кто-то (лже-заявитель, проверяющий или на пару) должен нести ответственность, сопоставимую с нанесённым ущербом.

«Память человека, внимание имеют свои границы. Поэтому предприниматель не должен знать наизусть (что фактически сейчас вменяется ему в обязанность) и отвечать за незнание чего-то из разнообразных условий, требований, правил объёмом в десятки тысяч страниц»

«Огромное число существующих законодательных норм, требований, правил можно легко свести в ограниченный перечень эффективных принципов»

«Разве заинтересованы проверяющие, сертификаторы в эффективных организационных принципах, лишающих их дохода?»

«Если основой основ будут эффективные, по уму принципы — потребность во многих «специалистах», «структурах» исчезнет или заметно снизится»

● 12. Но, кроме прочего, важно правильно ответить на ещё один вопрос а как и кто должен вести разработку и отбор необходимых (в том числе для наивысших показателей качества и безопасности) условий, требований, правил, эффективных законодательных принципов?

Основная причина громоздкости, изъянов, неэффективности нынешних правил, систем состоит в том, что формируют их разного рода лоббисты, чиновники и конечно же совсем не для того, чтобы они способствовали минимизации затрат, нагрузок на бизнес, а, напротив, по каким-то своим соображениям для собственных выгод и удобств.

Если же мы хотим получить наивысшие показатели качества и безопасности, то разработку и совершенствование  необходимых условий, требований, правил, эффективных законодательных принципов должны вести эксперты:

а) в первую очередь — от действительно самых заинтересованных сторон в производстве, качестве производимого и безопасности по всему спектру относящихся к этому вопросов:

— представляющие главные производительные силы — предприятия (и обязательно малые), предпринимателей;

— представляющие потребителей производимых продуктов, услуг.

б) во вторую очередь — по единичным чётко обозначенным направлениям:

— от государства, профессиональных, общественных и прочих организаций, групп.

Пока же фактически:

«Главу страны известные люди, высокие чины засыпают ворохом идей, предложений толку от которых для экономики как от тканей для нового платья короля из сказки Андерсена»

А наивысший эффект будет достигнут лишь в том случае, когда участие в такой работе окажется доступным для как можно большего числа лиц, заинтересованных: как в производстве, качестве, безопасности производимого, так и в разработках, совершенствовании (по всему спектру направлений деятельности) наиболее эффективных условий, требований, правил, законодательных принципов. И лучшим вариантом, площадкой для этого, может быть поддерживаемый государством информационный ресурс.

Выбор же действенных законодательных принципов, условий, требований, правил должен осуществляться на равноправной основе представителями указанных выше экспертных групп.

● 13. Размещение в открытом доступе на одном поддерживаемом государством информационном ресурсе достоверных информационных данных, с возможностями для экспертов давать предложения по их уточнению, упрощению, совершенствованию.

На нём должна содержаться и информация о тех, кто создал определённый документ, сделал то или иное предложение   в том числе для выражения признательности, уважения или для того, чтобы, при случае, подобно мысли Петра 1-го   дурь их авторов была каждому видна.

В первую очередь ресурс необходим для информации:

— о всём объёме рекомендаций, правил, предназначенных для использования предпринимателями, организациями.

Для максимальной пользы — такие правила конечно же должны состоять главным образом из системообразующих принципов деятельности, ответственности предпринимателей, а не из раздутых (видимо, в оправдание существования многих тысяч чиновников и никому не нужных контор) до 5000 страниц по каждому вопросу пустышек, на запоминание которых большинству занятых делом специалистов и жизни не хватит;

— о примерной необходимости подготовки работников тех или иных специальностей;

— о степени насыщенности рынка самыми разнообразными товарами, услугами (чтобы без всякой меры не было в каких-то направлениях уж очень густо, а в других — пусто);

— о конкретных товарах, оборудовании и т.д., требующих импортозамещения;

— о технологиях, продуктах, изделиях, в качественном замещении которых имеется потребность у крупных государственных и прочих предприятий;

— о конкурсах по самым различным тематикам с возможными значимыми призовыми для победителей.

Причём эти ресурсы должны обладать способностями к постоянному совершенствованию — через публикации предложений экспертов, а также замещение существующих наработок теми, что превосходят их по качеству.

Такие информационные ресурсы (как и в ряде иных направлений), а также умное законодательство и предсказуемая правоприменительная практика   способны дать огромный эффект и, в том числе, наконец-то, навести должный разумный порядок в экономике, других сферах жизни нашей страны, высвободив заодно немалые средства и силы на достижение всё более и более высоких целей.

● 14. «Государство постоянно ведётся на нескончаемые неумные предложения разного рода чиновников — оправдывающих, в том числе таким образом, необходимость своего существования»

Вот они регулярно своим с позволения сказать творчеством и не дают спокойно и продуктивно трудиться предпринимателям, организациям — вновь и вновь заставляя их изучать, обновлять разнообразные документы, сертификаты (включая и выданные на весь период производства), расходовать без толку средства, время и т.д., и т.п. — заодно снижая эффективность и тормозя развитие экономики.

Поэтому следует: ограничить творческий пыл чиновников и других посредников главным образом участием в совершенствовании обозначенного выше информационного ресурса (в качестве обычных экспертов) без предоставления им руководящих процессами полномочий; и обязательно организовать и обеспечить меры, исключающие выхолащивание основных ценностей и смысла такого ресурса.

● 15. Свободная, справедливая, совершенная конкуренция.

Почему до сих пор (более чем за 20 лет рыночных реформ) у нас так и не развилась инновационная экономика? Потому что для заинтересованности бизнеса (в том числе малого) во внедрении новейших образцов техники, технологий и т.п. необходима в первую очередь основанная на равных правах свободная и справедливая конкуренция. А как проще всего проверить, есть такая конкуренция у нас или всё ещё нет?

Приведём всего лишь несколько примеров — тестов (причём ещё не самых кричащих), подтверждающих фактически полное её отсутствие в ряде сегментов нашей экономики.

- Почему до сих пор возможна ситуация, когда стоимость перелёта в 200 -  500 километров внутри Камчатского края, Якутии, других неблизких регионов в два -три раза выше, чем из Москвы в Петропавловск-Камчатский или Якутск?

- Почему на сельскохозяйственные, фермерские рынки так непросто пробиться отечественному фермеру, а почти на всех их прилавках   одинаковая продукция (по большей части зарубежная, когда нередко яблоки, свекла, тыква, арбуз на один вкус) и по одной цене, в разы превышающей закупочную в наших регионах?

— Почему на большинстве проводимых у нас выставок почти нет отечественных разработок, разработчиков и товаропроизводителей?

— Почему аренда производственных, офисных помещений составляет порой за год сумму, близкую к стоимости их продажи? В связи с чем (из-за непомерных аппетитов владельцев) огромное количество площадей пустует, а цены за аренду, которые мало кто может выдержать, никто не снижает?

- А справедливы ли условия, когда одни предприниматели производят и реализуют высококачественные товары, услуги, а другие, «на том же поле», практически безнаказанно,   разрекламированные пустышки, подделки, негодные к употреблению продукты (причём подтверждённые необходимыми сертификатами и другими разрешительными документами) либо мошеннические схемы, предложения, направленные лишь на отъём как можно больших средств у доверчивых клиентов? Ничего полезного не создавая, получают миллионы, подрывают веру граждан в справедливость, уважение к бизнесу, законам, власти   а возможные наказания по тем же законам всего лишь 500 — 1000 рублей (8 -15 долларов)?!

16. «Тот, кто сможет дать потребителю лучшее качество по низшим ценам, непременно станет во главе индустрии» Генри Форд

Данная формула является великолепным тестом на предмет свободной или совсем несвободной и несправедливой конкуренции. Ведь у нас то она (и не только в отношении малого бизнеса) почти не работает. И на каждом шагу во главе индустрии на монопольном положении себя уверенно чувствуют те, кто предлагает не лучшее качество по очень кусачим ценам. Те же, кто соответствует определению Генри Форда, не могут пробиться на рынок. Подтверждением тому служат и приведённые в предыдущем пункте примеры.

А почему эта великолепная, точная формула не работает? Об этом уже было и чуть ранее, и только что многое сказано. Приведём наиболее важное, системообразующее в рассматриваемом плане из отмеченного:

«Хаотичность, ущербность организационных систем, избыточные полномочия чиновников, узаконенное паразитирование многочисленных разрешительных и прочих структур   главные причины неэффективности нашей экономики»

«Множество важнейших задач может решить действительно свободная и справедливая конкуренция»

«Для достижения наивысших результатов в экономике необходимы: передовые научные разработки; справедливые, действенные, защищающие интересы производящих качественные продукты, услуги предпринимателей законы; предсказуемая правоприменительная практика»

«Если закон, суд не защищают справедливость, добро   они служат глупости, злу»

«Есть беда значительно большая, чем дураки и дороги, кстати и ею рождённые. И беда эта — чиновники и недостаток мер по нейтрализации проявлений свойств их природы»

«Убери массу никому не нужных посредников и многое изменится — снизятся цены, инфляция, увеличатся объёмы, качество производимых ценностей»

«Главные причины высоких, скачущих цен, курсов валют, фактического отсутствия конкуренции, свободной рыночной экономики   масса навязывающихся и навязанных бизнесу паразитов-посредников»

«Если основой основ будут эффективные, по уму принципы   потребность во многих «специалистах», «структурах» исчезнет или заметно снизится»

● 17. Необходимо противодействие применявшимся в ряде сфер экономики приёмам, когда: импортёры заходили на наш рынок с демпинговыми ценами — мы закрывали производства — они задирали цены в разы.

18. «Чтобы не было значительного оттока капиталов   необходимо создать для их обладателей самые комфортные, выгодные, безопасные условия по размещению, использованию свободных средств в нашей стране»

● 19. «Следует организовать эффективную систему возможностей предпринимателям, малым предприятиям поставлять качественные продукты своего производства для государственных нужд, крупным компаниям, сетевым структурам, на экспорт»

● 20. «Можно ввести простейшие, легко администрируемые формы налогообложения, минимизирующие возможности для неплатежей, коррупции и практически не требующие бухгалтерского учёта»

● 21. И ещё несколько важных моментов, которые полезно учитывать при построении организационных систем, обеспечивающих значительно более высокую результативность нашей экономики:

«Почему частные фирмы обычно эффективнее государственных? В первую очередь потому, что их хозяева долго не терпят неисполнительности, лени, неумения решать задачи и уж тем более воровства»

«Государство обычно не только не лучший организатор, управленец, но и далеко не лучший контролёр, учётчик»

Если же законодательство, системы управления, учёт и контроль построить на иных принципах — разумных, эффективных,  учитывающих свойства человеческой природы (в том числе обозначенных в этой рубрике, на сайте)   качество, результативность деятельности государственных и частных предприятий могут сравняться.

И в завершение данной рубрики следует заметить, что:

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ, ОТВЕТСТВЕННЫХ, ПО УМУ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МАКСИМАЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ УЧЁНЫХ НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЦЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ, РАЗРАБОТКИ (в том числе имеющие хорошие перспективы для практического использования), ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОВЫСИТ ОБЪЁМЫ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ещё одной важнейшей компоненты развития экономики ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ИНВЕСТИЦИЙ.

06:35
1241
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!