Что мешает достижению успеха

 

«Несовершенное неизбежно

приходит в упадок и гибнет»

— Сенека-младший

«Неужели только затем и явился я на

этот короткий промежуток времени

в мир, чтобы наврать, напутать,

наделать глупостей и исчезнуть»

— Лев Толстой

 

1. Плохое воспитание и самовоспитание

«Каждого избалованного ребёнка ожидает доля отверженного» — Альфред Адлер

«Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, — это приучить его не встречать ни в чём отказа» — Жан Жак Руссо

А почему так важно хорошее воспитание и самовоспитание? Потому что от них в решающей степени зависит сама возможность иметь какие-то шансы на успех. Ведь поняв, по поступкам, поведению, что из себя представляет человек — перед ним либо откроют все двери, либо, наоборот, закроют.

И конечно же намного проще — вместо нелёгких многолетних усилий по обучению, формированию высокой нравственности, духовности, ответственности и других качеств, способных быть по достоинству оцененными в будущем, — пустить этот процесс на самотёк. И — чтобы нас не беспокоили — оградив свои самые дорогие создания от любых обязанностей, позволить им, к примеру, целыми днями и годами напролёт развлекаться фактически без какой-то пользы компьютерными играми и просмотром телевизионных программ.

Чрезвычайную важность имеет и окончательно расставляющее все акценты в личностных качествах каждого человека — самовоспитание. Ведь:

«Плохое самовоспитание победит даже самое лучшее воспитание»

В конечном же итоге именно от того, какой потенциал (главным образом благодаря воспитанию и самовоспитанию) накоплен, будет зависеть, кем наши дети «выйдут» в открытое море своей самостоятельной жизни — утлыми судёнышками или крепкими, надёжными, способными решать самые сложные задачи кораблями.



2. Иллюзии, неумеренные ожидания

«За иллюзии расплачиваются
действительностью»

— Лешек Кумор

«Неумеренные ожидания всегда заканчиваются разочарованиями» — Юлий Медведев (р. 1926)

«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»  — английская пословица

«Нас никогда не обманывают; мы обманываемся сами» — Иоганн Гёте

«Коль на тройки учишься — крутостью пленённый — вырастешь и будешь хорошистам подчинённый»

«Любой неискушённый, допускающий возможность и пытающийся обойти, переиграть профессионала, обязательно окажется в дураках»

«Незнание, необразованность — ограничители возможностей»

Только в голливудских боевиках нетренированный «хороший парень» способен на равных противостоять и даже победить «плохого парня», обладающего, к примеру, высшей квалификацией в одном из видов спортивных единоборств. В действительности же у неподготовленного человека в этом случае просто нет никаких шансов.

«Витая в облаках, легче всего сесть в лужу»  — Владимир Лебедев (р. 1937)

«Люди ничему так твёрдо не верят, как тому, о чём они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен — например, алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты...» — Мишель Монтень

Причём надо признать, что подобные виды «информации», способы скрасить досуг могут быть и очень занимательны, интересны, полезны в каких-то отношениях. С помощью некоторых из них, например астрологии, можно формировать оптимизм, позитивный настрой на всё происходящее вокруг нас, на перспективы дел, которыми мы заняты. Традиции же в определённой мере оказывают влияние на воспитание, формирование духовности и, по сути, являются одной из главных составляющих культуры каждого народа.

Но полезны все эти «знания» и ценности лишь в ограниченном смысле и тогда, когда мы понимаем, что использовать их для оценки истинного положения вещей, воспринимать как руководство к действиям — признак легковерности, легкомысленности и, в общем-то, глупости.

«Обычаю надо следовать потому, что он обычай, а вовсе не из-за его разумности. Меж тем народ соблюдает обычай, твёрдо веря, что он справедлив»  — Блез Паскаль

О степени же соответствия реальности, к примеру, астрологических прогнозов, ещё Цицерон говорил:

«Неужели все погибшие в битве при Каннах родились под одной и той же звездой?»

Не менее убедительны и мысли на подобные темы наших современников:

«Почему никто из ясновидящих ни разу не выиграл в лотерею?» — неизвестный автор

«Всех, кто ещё считает жизнь лотереей, приглашаем посетить лохотрон!» — Михаил Мамчич

«Искусство требовало жертв, и они быстро заполнили зал» — В. Бегун

Так почему же все мы, в том или ином вопросе, оказываемся во власти иллюзий, верим в чудо, в то что можно стать богатым и успешным случайно, в посулы совершенно незнакомых нам людей, гарантирующих возможности получения доходов, существенно превышающих средние показатели для аналогичных профессий, должностей?

Подобным ожиданиям и поступкам есть много объяснений. Среди них наиболее характерны нашей человеческой природе такие:

◆ мы в основном пытаемся найти для себя такие способы удовлетворения желаний, достижения поставленных целей, которые позволили бы нам добиться наибольших результатов при наименьших усилиях, а ещё лучше — вообще ничего не делая;

◆ мы убеждены в том, что наш уровень воспитания, соблюдения норм нравственности, знаний, опыта и профессионализма, каким бы он ни был, в отличие от других людей, достоин оценки по самым высоким ставкам. А потому, в любой момент, нам могут поступить почти сказочные предложения! Главное — не прозевать их.

И молодая, красивая девушка со средним образованием, несмотря на предостережения знакомых, способна искренне поверить в невинность сделанного ей приглашения на работу, к примеру, секретарём-референтом, с месячным окладом три тысячи долларов США, при стоимости этой должности в других организациях в несколько раз ниже;

◆ каждый из нас, веря в свой успех и страстно желая его достичь, в начале пути к своей цели не имеет необходимых знаний, опыта и понимания того, что у успеха имеется своя достаточно чёткая и опробованная веками технология. А потому может поддаться эффектным обещаниям «специалистов» по лёгким и коротким путям к процветанию и удовольствиям;

◆ людям нравится насыщенность, разнообразие ощущений, впечатлений, событий, информации.

А потому всегда полезно помнить, что:

«Использование многих учений, предсказательных практик и верований — делающих нашу жизнь более полной, интересной, занимательной — в решении не эфемерных задач приносит лишь ущерб»

 

3. Доверчивость, легкомысленность

 

«Люди охотно верят тому,
чему желают верить»

— Юлий Цезарь

«Люди легко верят тому, чего страстно желают»  — Франсуа Вольтер

«Безграмотность доверчива и легкомысленна»  — Сенека-младший

«Публика любит быть обманутой»  — Жан Жак Руссо

«Человеческий слух до всяческих россказней падок» — Лукреций (ок. 99 — 55 д.н.э.)

«Люди почти всегда склонны верить не тому, что доказуемо, а тому, что им больше по вкусу»  — Блез Паскаль

«Всем нам верить хочется в то, чего очень хочется»

«Люди падки на обещания чудес»

«Скупой платит дважды, а доверчивый, легкомысленный — пока есть чем платить»

«Кто склонен верить одним небылицам — поверит и многим другим»

«В казино выигрывает только тот, кто владеет этим казино» — Михаил Задорнов

«Удивительно, как это жрецы-прорицатели, взглянув друг на друга, могут ещё удерживаться от смеха»  — Цицерон

«Тот, кто будет полагать, что черти гуляют по свету с рогами, а дураки — с бубенчиками, непременно станет их добычей или игрушкой» — Артур Шопенгауэр

«Люди глупо доверчивы… Вся реклама мира основана на трёх принципах: «Хорошо, много и даром». Поэтому можно давать скверно, мало и дорого»  — Александр Степанович Грин (1880 — 1932)

«Удивительно, но посули нескольким людям получить миллион, потратив тысячу, — и вскоре тебя окружит толпа желающих»

«Предложения лёгких денег, выигрышей — обычно не подарки, а наживки» — Евгений Шилов

«В погоне за призраком побеждает тот, кто раньше остановился» — Стас Янковский (р. 1958)

Но ещё более плодотворным почти во всех смыслах конечно же является вариант отказа от участия в подобных гонках.

«Зрелость разума узнается по неспешности доверия» — Балтасар Грасиан

 

4. Потребность недоверия наукам и веры в
небылицы

 

«Быть может всё, что может быть. Чего не может быть — не будет»

«Во многих из нас довольно крепко сидит природная потребность недоверия элементарному здравому смыслу, наукам с одновременной открытостью разного рода глупостям, небылицам»

«Потребность многих не внимать наукам, а верить всяким небылицам — одна из главных причин их проблем, неудач»

«Ни один человек по природе не может обладать некоторыми способностями. Но это не мешает одним в них верить, а другим, раз уж есть на то спрос, о них заявлять»

В этом смысле очень полезно помнить о результатах усилий известного в США иллюзиониста и телеведущего Джеймса Рэнди, многие годы занимавшегося разоблачением разного рода ясновидящих, пророков и чудотворцев. В 1996 году, с целью пропаганды научных принципов познания как основы мировоззрения, он создал Образовательный Фонд (JREF) и предложил премию в 1000, позже — в 10000 долларов из своих личных средств любому лицу, которое продемонстрирует какие-либо экстрасенсорные, сверхъестественные или паранормальные способности в условиях корректного эксперимента. В 2002 году, благодаря пожертвованию некоего частного лица, фонд поднял её размер до сопоставимого с Нобелевской премией — одного миллиона долларов США.

С тех пор, что как раз было несложно спрогнозировать, ни один претендент, а их было предостаточно, не смог эту премию получить.



5. Вера в приметы, суеверия,
предрассудки

 

«Когда суеверие проникает в голову народа, оно оставляет там запас глупостей на многие столетия»  — Пьер Буаст

«Народ, заражённый суеверием, неизлечим и становится добычею шарлатанов всякого рода» — Пьер Буаст

«Суеверие опасно, допускать его существование — в этом даже есть известная трусость. Относиться к нему терпимо — не значит ли это навсегда примириться с невежеством, возродить мрак средневековья? Суеверие ослабляет, оглупляет» — Эмиль Золя (1840 — 1902)

«Единственное лекарство против суеверия — это знание. Ничто другое не может вывести этого чумного пятна из человеческого ума»  — Генри Бокль (1821 — 1862)

«Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным» — Диоген (ок. 412 — 323 д.н.э.)

«Предрассудок — разум глупцов»  — Франсуа Вольтер

«Предрассудок есть мнение, не основанное на рассудке» — Франсуа Вольтер

«Исследование убивает предрассудок»  — Пьер Буаст

«Предвидение будущего должно опираться не на предсказания и приметы, а на мудрость» — Цицерон

«Верными приметами наших удач являются не обстоятельства того, с какой ноги мы сегодня встали или кто и как перешёл нам дорогу, а наши знания, умение и действия»

 

6. Боязнь отказаться от пристрастий, привычек

 

«Легче отказаться от выгоды, чем от пристрастия»

— Франсуа Ларошфуко

«Легче отказаться от великих целей, чем от мелких привычек» — Лешек Кумор

Боязнь изменить привычкам вытекает из свойственной нам приверженности традициям, сложившимся устоям и из опасений потерять то чем уже располагаем в значительно большей степени, нежели какую-то, может быть и существенно превосходящую по величине, но всего лишь возможную выгоду.



7. Ожидание удачи



«Тот, кто дожидается удачи,
никогда не знает, будет ли
он сегодня ужинать»

— Бенджамин Франклин

«Успех — дело чистого случая. Это вам скажет любой неудачник» — Эрл Уилсон (1907 — 1987)

«Ожидающий удачу без дела — имеет мало шансов ею воспользоваться»

«Удача для неподготовленного — скорее проблемы, чем польза»

 

8. Ожидание быстрых результатов



«Тот, кто хочет видеть
результаты своего труда
немедленно, должен
идти в сапожники»

— Альберт Эйнштейн

«Кто нетерпелив в решениях и действиях, тот спешит к неудачам» — неизвестный автор

Опыт показывает — многие люди не добиваются успеха только потому, что не стремятся серьёзно вникнуть в суть дела. Забывая же о старой мудрой русской пословице: «Поспешишь — людей насмешишь», хотят обрести всё сразу, а в результате не получают ничего.

«Торопливый дважды одно дело делает»  — персидская пословица

«Самый высокий талант легко опозорится, если слишком самоуверенный захочет с первого раза измерить свои силы в таком деле, которое требует огромных предварительных сведений, зрелости ума в суждении и опыта в жизни» — Николай Иванович Пирогов (1810 — 1881)

 

9. Лень



«Лень делает всякое дело
трудным»

— Бенджамин Франклин

«Лень есть дочь богатства и мать бедности»  — Пьер Декурсель (1856 — 1926)

«Затруднение чаще всего дитя лени»  — Сэмюэл Джонсон

«Лень плетётся так медленно, что бедность быстро нагоняет её» — Бенджамин Франклин

«Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает» — Франклин Рузвельт (1882 — 1945)

«Ленивый три раза ходит, а скупой три раза платит» — русская пословица

«Под лежачий камень и вода не течёт»  — русская пословица

«Даже если вы на верной дороге, но просто сидите на ней, вас обязательно обгонят» — Уилл Роджерс (1879 — 1935)

«Овёс за лошадью не ходит» — русская пословица

«Не суждены ленивым почётные триумфы и победы»  — Мигель Сервантес

«Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью» — Библия

«Лентяями часто бывают люди с самыми обширными планами» — Пьер Буаст

Здесь очень кстати вспоминается небольшая сценка, показанная однажды на нашем телеэкране.

«Решил как-то, в жаркий летний день, житель небольшой деревушки навестить своего друга-односельчанина.

И вот, открыв калитку и оказавшись во дворе товарища, видит он такую картину. Его друг, предаваясь неге, лежит на мягкой подстилке в тени большого дерева, переводя порой свой томный взгляд на любимую жену. Супруга же его бегает по двору, стараясь успеть выполнить несколько дел одновременно — успокоить и накормить ребёнка, постирать бельё, напилить и нарубить дров для печи, приготовить мужу обед.

Искренне возмущённый увиденным сосед подходит к отдыхающему и укоризненно ему говорит:

— Эх, кум! Как же тебе не стыдно, не совестно?!

На что слышит недоуменное:

— А в чём дело?

— Разве ты не видишь? Твоя жена бегает, трудится, а ты лежишь и ни в чём ей не помогаешь!

Подумав секунду, кум уверенно парирует:

— А вдруг завтра война?

— Ну и что? — от неожиданности изумился гость.

— Так ведь я ж буду уставшим!»



И как в любой шутке есть доля правды, так и эта отражает, возможно, искреннее заблуждение многих, кто уверен, что создан не для серых будней, а для великих дел, которых надо лишь дождаться. Но истина в этом вопросе состоит в другом:

«Тот, кто ждёт возможности сделать за один присест сразу много добра, не сделает ничего»  — Сэмюэл Джонсон

«Кто не хочет, когда может, не сможет, когда захочет» — латинское изречение

«Изрядно уставший профессионал способен сделать несоизмеримо больше, чем тот, кто бережёт силы для великих свершений»

О том, что мы из себя представляем, лучше всего говорят наши дела. А какую историю могут рассказать дела о пребывающем в лености и праздности человеке? Вариантов, в общем-то, не так уж много. И среди них на ум в первую очередь приходят подобные тому, что в свое время тонко подметил Марк Твен:

«Об этом человеке известно только то, что он не сидел в тюрьме, но почему не сидел — неизвестно».

 

10. Праздность

 

«Тот, чьё сердце не стремится
ни к наукам, ни к битвам, ни к
женщинам, напрасно родился на свет,
похитив юность матери»

— древнеиндийское изречение

 

«Праздность и ничегонеделание ищут порочности и влекут её за собою» — Гиппократ (460 — 377 д.н.э.)

«Работу для праздных рук подыскивает дьявол»  — английская пословица

«Праздность есть мать скуки и многих пороков» — Александр Суворов

«Основные характеристики праздности — безделие, безответственность, пустые разговоры»

«Праздность — утеха глупых»  — Филипп Честерфилд

«Отойдём да поглядим, хорошо ли мы сидим»  — русская поговорка

«Праздный человек есть животное, поедающее время» — Адриан Декурсель (1821 — 1892)

А вот как категорично относился к праздному, паразитическому образу жизни апостол Павел:

«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»

«Небеса не помогают людям, которые бездействуют» — Софокл

«Получить прибыль, не рискуя, приобрести опыт, не подвергаясь опасности, удостоиться награды, не работая — столь же невозможно, как жить, не будучи рождённым» — Гути

«В безделье жизнь идёт медленно, но проходит быстро» — Николай Векшин (р. 1954)

«Праздная жизнь — преждевременная старость»  — Иоганн Гёте

«Самые выдающиеся дарования губятся праздностью» — Мишель Монтень

 

11. Жизнь только для удовольствий



«Какой человек, будучи рабом удовольствий,
не извратил своего тела и души»

— Сократ

«Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий» — Блез Паскаль

«Жить в своё удовольствие и пользоваться авторитетом — вещи несовместимые» — Андре Моруа

«Излишество в удовольствиях — это распущенность и она заслуживает осуждения» — Аристотель

«Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья» — Джами



12. Стремление жить не по средствам



«Не по достатку еда — та же беда»

— русская пословица

«Как сильно я дела свои расстроил,

Ведя пышней гораздо образ жизни,

Чем позволяла скромность средств моих»  — Уильям Шекспир

«Не бывает доброты за чужой счёт»

«Чем меньше способностей, тем выше потребности» — Аркадий Давидович (1930 — 2021)

«Стремление жить не по средствам лишает элементарной собранности, не лучшим образом влияет на формирование необходимых для достижения успеха качеств, не позволяет реально оценивать происходящее и не способствует проявлению добрых чувств со стороны окружающих»



13. Расточительность

 

«Поток богатства теряется
в песках расточительности»

— Пьер Буаст

«Расточительность завтракает с излишеством, обедает с недостатком, ужинает с нищетой и ложится спать с позором» — Бенджамин Франклин

«Расточительность подражает щедрости» — Цицерон

«Есть два основных типа пародий на щедрость — щедрость за чужой счёт и щедрость во хмелю»

 

14. Беспечность



«Источником бедствий чаще
всего служит беспечность»

— Веллей (ок.19 д.н.э. — 31 н.э.)

«Беспечность — это беззаботность, легкомысленность, по-детски наивное, безответственное отношение к жизни»

«От беспечности вреда больше, чем от незнания» — Бенджамин Франклин

«Легкомыслие — это наихудшее, чему может научиться молодёжь, ибо оно легко порождает те удовольствия, из которых развивается порок» — Демокрит

«Лёгкое отношение к жизни делает её тяжёлой» — Эмиль Кроткий (1892 — 1963)

«Ветер в голове» — прогноз «погоды» на всю жизнь» — Сергей Балашов (20-й век)



15. Безответственность

 

Подобно тому как: «Кот из дома — мыши в пляс»,

«Без груза ответственности — иллюзии и легкомыслие в разнос» — Сергей Малёшин и Евгений Шилов

«За чужой счёт и под чужую ответственность легко быть и щедрым, и расточительным, и не знающим сомнений при принятии решений в любых даже самых рискованных делах»

«Если за тебя всё решают другие, то можно не бояться ставить перед собой самые трудные задачи» — Вадим Зверев

В реальной жизни людям, позволяющим себе быть безответственными, не смогут покориться никакие чего-то стоящие и имеющие основания так называться вершины — ни в спорте, ни в научной деятельности, ни в предпринимательстве.

 

16. Несоблюдение норм морали



«Кто движется вперёд
в знании, но отстаёт
в нравственности, тот
более идёт назад,
чем вперёд»

— Аристотель

«Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, — они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого — сделка принесла бы нам лишь убыток» — Жан Лабрюйер

«Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость» — Николо Макиавелли (1469 — 1527)

Отступления от общепринятых правил поведения, общения, взаимодействия, к сожалению, широко распространены.

И мы часто испытываем на себе разного рода неэтичные действия, выражающиеся в самых различных формах — от тихих подковёрных интриг, оговоров, всевозможных попыток удовлетворить свои интересы за наш счёт, до открытой грубости, хамства. И конечно же мы так устроены, что, особенно на острые выпады, отвечаем почти той же монетой. То есть поддаёмся подстрекательству к игре по чужим правилам. Итоги таких реакций нас обычно не удовлетворяют, но и сдержаться, вести себя как-то по другому получается лишь изредка.

Так что же всё-таки лучше всего в таких случаях делать?

Относительно явно выраженных негативных проявлений в наш адрес с чьей-либо стороны — очень полезный совет дал ещё две тысячи лет назад Марк Аврелий:

«Лучший способ защититься — не уподобляться»

и полторы тысячи лет спустя испанский писатель и философ Балтасар Грасиан:

«Дабы унять злословие, не обращай внимания»

Касательно менее явных действий и поступков — выражающихся обычно в скрытых формах (в том числе и под видом непонимания того, что подобные действия способны кому-то навредить, привести к каким-либо издержкам, хотя их эквивалент, и это способен понять даже ребёнок, обычно оказывается в кармане таких «простых», «щедрых» и «наивных»), наносящих нам главным образом не моральный, как это в основном происходит при незавуалированных негативных проявлениях, а по большей части материальный ущерб, — то об их высокой вероятности надо просто помнить и знать: что они всегда возможны, что распознаются они в первую очередь не по словам, а по интересам, поступкам, делам.

Почему же так важно соблюдать правила, принципы взаимоотношений, взаимодействия?

Потому что по образу и подобию того как мы относимся к тем, кто ведёт себя по отношению к нам либо открыто враждебно, попирая наше достоинство, права и интересы, либо скрытно, маскируя тем или иным образом стремление использовать нас для достижения своих целей, — так и другие люди будут относиться к нам, если мы начнём поступать аналогично, со всеми вытекающими из этого последствиями.

«Отделяя пользу от нравственной красоты, люди извращают то, что составляет основу природы» — Цицерон

Кроме того, полезно осознавать и некоторые другие взаимосвязи и взаимозависимости.

«Всякого рода беспринципная деятельность в конце концов приводит к банкротству» — Иоганн Гёте

«Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля» — русская пословица

«Нравы — отражение ума»

«Нравы дурны — ум короток»

«Дурные нравы — признак глупости»

«Дурная нравственность — гарантия потерь»

«Дурные души в себе носят семя собственных бед» — Морис Дрюон (1918 — 2009)

«Дурные мысли, поступки, дела забирают у нас многие ценные качества, способности, место которых занимают бесчувственность и глупость»

 

17. Проявления неблагодарности

 

«Нет благодарности — и счастья нету»

«Почти все люди охотно расплачиваются за мелкие одолжения, большинство бывает признательно за немаловажные, но почти никто не испытывает благодарности за крупные» — Франсуа Ларошфуко

«Неблагодарность — признак ограниченности, глупости, проблем с духовностью»

«Неблагодарность — и уму, и ещё многому прореха»

«Неблагодарность — род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными» — Иоганн Гёте

 

18. Безучастность, безжалостность,
пренебрежительность



«Бездушным не найти себе близких по духу»

Безучастность, пренебрежительное отношение к проблемам окружающих, близких — обычно являются спутницами жадности, эгоизма, потребительской психологии, бездуховности. Теми же причинами, только проявляемыми в ещё большей степени, порождается и безжалостность.

Кроме того, у многих эти качества формируются на фоне неудовлетворённости поведением, идущим вразрез с их благостными ожиданиями, а также по причине несоответствия взглядов других людей (в первую очередь родителей) их представлениям, образу мыслей, системе ценностей, построенным на всевозможных иллюзиях и непонимании даже самых простейших жизненных вопросов, как правило, по причине нахождения в того или иного рода тепличных условиях.

В одной из своих новелл, некоторое безразличие, отрешённость — появившиеся у главного персонажа в отношении жены и дочери, то есть качества, по сути, значительно уступающие тем, которые мы сейчас рассматриваем, — Стефан Цвейг сравнил с закатом, потерей одного сердца. А сколько людей становятся потерянными в нравственном смысле из-за того, что всегда заботятся лишь о собственных интересах, ставят материальное выше духовного, не понимая при этом, что тем самым наносят и непоправимый урон своим личным интересам, тому же материальному. Ведь подобные проявления (помимо соответствующих выводов и реакций на них окружающих) незаметно для тех, кто их себе позволяет, приведут к неспособности делать реалистичные оценки, играющие важнейшую роль для принятия решений, от уровня и точности которых, в свою очередь, напрямую зависят возможные шансы на успех.

 

 

19. Недоброжелательность



Недоброжелательность, даже если для неё имеются какие-то основания, не принесёт никакой удовлетворённости, пользы, легко распознаётся теми, в отношении кого она проявляется, и ведёт в ответ не только к нежеланию общаться, контактировать, но и, что вполне объяснимо, иметь какие бы то ни было общие дела.

Недоброжелательность часто становится следствием потребительской, иждивенческой психологии, недостатка самостоятельности, ответственности.

И, напротив, насколько во всех отношениях притягательным, способствующим формированию самых тёплых, доверительных отношений качеством, помогающим порой с необъяснимой лёгкостью решать самые сложные задачи, является доброжелательность.



20. Допущение возможности недостойных действий



«Было бы желание получить какую-то выгоду и готовность не стеснять себя в формах и средствах для его удовлетворения, а повод и оправдания всегда найдутся»

А с чего начинается движение к формированию подобных подходов в реализации своих планов, намерений изложено во второй главе этой книги — с первых шагов, постепенно входящих в привычку.

«Стыд и честь — как платья: чем больше потрёпаны, тем беспечнее к ним относишься» — Апулей (ок. 124 — ?)

Как-то Платон увидел одного человека за игрой в кости и стал его корить.

— Это же мелочь — ответил игрок.

— Но привычка не мелочь — возразил Платон.

«Так как нам свойственно находить оправдания любым своим действиям, наши мысли и нравственные ценности меняются в соответствии с поступками, которые мы совершаем»

Довольно часто в средствах массовой информации, кинофильмах, характеризуя какое-нибудь неприятное событие, происшествие или даже преступление, нам сообщают, что его по ряду признаков совершил профессионал. Причём такие оценки касаются обычно лишь нескольких видов претендующих на этот благородный титул так называемых «профессий». Но, если подобная логика имеет хоть какой-то резон, — значит существует вероятность когда-нибудь услышать и такие эпитеты, как профессионал лжи, алчности, предательства. Наверное, не стоит продолжать сей перечень дальше, потому что и приведённым словам не хотелось уделять здесь места.

В действительности же такие характеристики, как профессия, профессионал, — наполнены исключительно достойным содержанием, означают деятельность, направленную на достижение и общей, и личной пользы, на защиту, формирование истинных ценностей, на созидание.

 

21. Двойные стандарты



«В глубине души каждый человек твёрдо убеждён в своей исключительности, а потому считает для себя простительным то, что для других может быть и недозволенно» — Сомерсет Моэм

«В чужом глазу соринку видим, в своём бревна не замечаем» — русская пословица

«Своя рубашка ближе к телу» — русская пословица

Полезно всегда учитывать то обстоятельство, что если мы будем позволять себе проявления двойных стандартов (которые конечно же в той или иной степени свойственны каждому нормальному человеку) — то это (подобно отмеченному ранее), помимо соответствующих ответных реакций тех, в отношении кого они направлены, неизбежно начнёт приводить нас к неточным, искажённым оценкам и выводам по самым различным (в том числе и очень важным) вопросам. В связи с этим следует постоянно держать такую нашу склонность под контролем и каждый раз тестировать принимаемые решения на возможное её влияние.

22. Несамокритичность



Если мы начнём считать, что все наши черты характера, решения и поступки — предел совершенства, то не будет и никакой надобности что-либо менять, улучшать, к чему-то стремиться. Чего мы в таком случае достигнем?

Ведь без реалистичной, достоверной оценки того как и что мы делаем — почти невозможно научиться чему-нибудь стоящему, достичь высоких уровней умения и качества выполняемых действий.

К тому же полезно знать, что специалисты считают отсутствие самокритичности признаком определённых проблем с психическим здоровьем.

«Отсутствие должной самокритичности рождает поступки, не выдерживающие никакой критики»*

 

 

23. Ложь



«Лжецу мы не верим даже тогда,
когда он говорит правду»

— Цицерон

«Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер» — Фрэнсис Бэкон

«Тот, кто лжёт, не отдаёт себе отчёта в трудности своей задачи, ибо ему предстоит ещё двадцать раз солгать, чтобы поддержать первую ложь»

— Александр Поуп (1688 — 1744)

«Говори правду, и тогда не придётся ничего запоминать» — Марк Твен

«У лжи постоянная спутница — хитрость»

— Джон Локк

«Единожды солгавши, кто тебе поверит»

— Козьма Прутков

«Самая опасная ложь — слегка извращённая истина» — Георг Лихтенберг

«Вы думаете, что этот человек одурачен вами; а если он притворяется одураченным, то кто больше одурачен: он или вы?» — Жан Лабрюйер

«Лучше будь прост, да честен, чем умён и лжив»

— Софокл

 

24. Хитрость

 

«Хитрость — образ мыслей очень
ограниченных людей и очень
отличается от ума, на
который внешне походит»

— Иммануил Кант

«Хитрость есть только отсутствие разума: не будучи в состоянии достигнуть своих целей прямыми путями, она пытается их добиться плутовскими, окольными путями; и её беда заключается в том, что хитрость помогает лишь один раз, а потом лишь всегда мешает»

— Джон Локк

«Хитрость есть оружие слабого и ум слепого»

— Козьма Прутков

«Хитрость — признак недалёкого ума»

— Франсуа Ларошфуко

«Никому ещё не удавалось быть настолько хитрым, чтобы скрыть это своё качество» — Джон Локк

«Хитрость — это склонность ловчить в малом, проигрывая в большом» — Виктор Кротов (р. 1946)

«Ограниченный честный человек часто видит насквозь все плутни тончайших дельцов» — Иоганн Гёте



25. Наглость, нахальство

«Наглость — это способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований»

— Сергей Довлатов (1941 — 1990)

«Нахальство — это та же наглость плюс отсутствие стыда» — Сергей Довлатов

Эти качества способны помешать или серьёзно затруднить осуществление намеченных планов главным образом потому, что вызывают острое неприятие каждого, кто их наблюдает и тем более в отношении кого они проявляются. В результате их обладатели сталкиваются с изначальным нежеланием большинства людей делать им какие-то выгодные предложения, иметь с ними контакты и общие дела. К тому же несомненно и то, что:

«Наглость — признак глупости»



26. Жадность, эгоизм

«Жадность и эгоизм — первопричины большинства недостойных качеств, поступков, в какие бы красивые одежды ни пытались их рядить — интересы бизнеса, забота о людях, стремление к справедливому распределению результатов труда...»

Эти качества порождают целый каскад отрицательных характеристик и действий, существенно снижающих или даже перечёркивающих шансы на успех.

«Деньги — это хороший слуга и плохой господин»  — Фрэнсис Бэкон

«Там, где приживутся жадность, эгоизм, психология потребителя, — обязательно найдут приют глупость, безответственность, бездушие, безжалостность»

«Богатство не уменьшает жадности»  — Гай Саллюстий Крисп

«Жадный беден всегда. Знай цель и предел вожделения» — Франческо Петрарка (1304 — 1374)

«В своей жизни большего всегда добьётся тот, у кого от жадности и эгоизма, в какой-то степени «сидящих» в каждом человеке, имеются хорошо отлаженные «уздечки» и «тормозные системы»

«Жадность оглупляет человека, мешает ему реально оценивать события»

«Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви»  — Аристотель

«Жадность проявляется в поступках. Поэтому её не скроют ни хитрость, ни ум»

И у допускающего её со временем не останется ни друзей, ни надёжных партнёров в делах.

Жадность, согласно словарю С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой, — это скупость, корыстолюбие, чрезмерное стремление удовлетворить своё желание.

А как определить их меру, когда, к примеру, в одном случае дело касается каких-нибудь пары сотен рублей или долларов, в другом счёт идёт на миллионы, а проявляемый при этом разными людьми уровень жадности, скупости может быть совершенно одинаковым? Кроме того, любое мало-мальски значимое превышение доходов над необходимыми для обеспечения достаточного набора жизненных потребностей (а ведь на этих «превышениях» и строится бизнес, формируются инвестиции в продвижение передовых идей) — всегда имеет шанс быть кем-то расцененным как «чрезмерное стремление удовлетворить своё желание».

Поэтому, применительно к стремлению добиться успеха и относительно соблюдения принципов этики и морали, жадностью конечно же является скупость. Что касается корыстолюбия и чрезмерного стремления удовлетворить своё желание, то они, наверное, могут считаться жадностью лишь при попытках получить что-то за чужой счёт.

«Скупой платит дважды» — немецкая пословица

«Эгоизм — такой отвратительный порок, который никто не простит в другом человеке и никто не признает в самом себе» — Генри Бигер (1813 — 1887)

«Мы всегда знали, что безоглядное себялюбие — это признак дурного нрава, а теперь поняли, что это также признак дурной экономики» — Франклин Рузвельт

«Человек с хорошим, ровным, сдержанным характером даже в тяжёлых условиях может чувствовать себя удовлетворённым, чего не достигнуть человеку алчному, завистливому и злому, как бы богат он ни был» — Артур Шопенгауэр

Здесь будет полезным вспомнить анекдот о том, как руководитель одного из подразделений предприятия, стремясь помочь своему сотруднику продвинуться по службе, писал о нём характеристику для квалификационной комиссии. Когда он передал подчинённому её текст, с основной оценкой: «Способный», тот застенчиво попросил, если это возможно, как-то усилить перечень его достоинств.

Через полчаса основной была запись:

«Очень способный».

Но и тут «подающий большие надежды» молодой специалист скромно выразил пожелание найти ещё более весомое определение для его талантов. И оно вскоре обрело следующий окончательный вид:

«Способный на всё!»

А перейдя на серьёзный лад, можно заметить, что к действительной характеристике «способный на всё», в наибольшей, несопоставимой ни с какими другими качествами степени, как раз и ведут жадность и эгоизм.



27. Стремление жить за чужой счёт

 

«На чужом горбу
в рай не въедешь»

— русская пословица

«Тот, кто хотя бы отчасти живёт за чужой счёт, постепенно начинает полагать, что это его счёт»

Среди нас бытуют представления о том, что труд, работа могут быть престижными и непрестижными, вызывающими и не вызывающими уважение, почтение. Более того, некоторые виды деятельности, к которым, например, причисляют и домашние хлопоты, многие считают унижающими наше человеческое достоинство. В действительности — любой труд важен и благороден, а достоинство унижают недостойные поступки, поведение, праздность, безделие, попытки переложить свою часть обязанностей на чужие плечи.

К тому же стремление избежать исполнения собственной доли в общих обязанностях, сопоставимого ответа на чьи-то бескорыстные услуги, помощь, содействие — помимо прочих негативных последствий неизбежно приводит к формированию исключительно потребительской психологии.

«Когда себе желают достижений — обычно их и добиваются. Настрой на развлечения, дары, случайные выигрыши — ведёт к потере времени и перспектив»

 

 

28. Зависть



«Многие каждый шиллинг в чужом
кармане воспринимают как
личное оскорбление»

— О'Генри (1862 — 1910)

«Завистники на что ни взглянут,

Поднимут вечно лай;

А ты себе своей дорогою ступай;

Полают да отстанут»  — Иван Крылов



«У каждого заведующего есть свой завидующий» — неизвестный автор

«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай» — русская пословица

«Завидовать чужим успехам — глупость. Научись добиваться своих»

 

29. Непонимание выгоды от соблюдения
нравственных норм



«Если бы мошенники знали
все преимущества честности,
то они ради выгоды
перестали бы мошенничать»

— Бенджамин Франклин

«Наши пороки облагают нас большими налогами, чем правительство» — Бенджамин Франклин

Соответствие же наших поступков, поведения общепринятым нравственным ориентирам, проверенным временем правилам общежития, взаимодействия — обязательно найдёт признание и оценку окружающих. А это, в свою очередь, будет способствовать наиболее благоприятному использованию множества возможностей при решении намеченных задач.

 

30. Упрямство, гордость, нежелание учиться

 

«Чем меньше люди знают, тем обширнее
кажется им их знание»

— Жан Жак Руссо

«Сама по себе ограниченность человека не есть глупость. Самые умные люди непременно ограничены в ряде вещей. Глупость начинается там, где появляется упрямство, самоуверенность, то есть там, где начинается гордость» — Александр Ельчанинов (1881 — 1934)

«Гордость глупости близкая родственница»

«Величавость — это непостижимое свойство тела, изобретённое для того, чтобы скрыть недостаток ума» — Франсуа Ларошфуко

«Сколько дурака ни учи, а он всё равно всё знает» — Леонид Сухоруков (р. 1945)

«Кто мало думает, тот много ошибается» — Леонардо да Винчи

«Тот, кто учится не размышляя, впадёт в заблуждение. Тот, кто размышляет не желая учиться, окажется в затруднении» — Конфуций

«Ничто не бывает таким решительным, как невежество» — Жан Жак Руссо

«Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости» — Мишель Монтень

«Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что находится за пределами нашего кругозора» — Франсуа Ларошфуко

«Только глупцы могут быть непоколебимыми в своей уверенности» — Мишель Монтень

«Несчастны те люди, которым всё ясно» — Луи Пастер (1822 — 1895)

«Не слово, а несчастье есть учитель глупцов» — Демокрит

«Когда о худшем слушать не хотите,
Оно на вас обрушится внезапно»  — Уильям Шекспир

«Презирающие мудрость и наставления несчастны, и надежда их суетна, и труды их бесплодны, и дела их непотребны» — Библия

«Каждому человеку свойственно заблуждаться, но упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу» — Цицерон

«И самое лучшее лекарство не поможет больному, если он отказывается его принять» — Мигель Сервантес

 

31. Переоценка своих знаний и способностей

«Заблуждаются не потому,
что не знают, а потому,
что думают, что знают»

— Жан Жак Руссо

«Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны» — Шота Руставели

«Много храбрых да умных на полатях лежучи» — русская пословица

«Лишь представил что ты туз — напоролся на конфуз»

«Если ты такой умный, то почему ты не такой богатый?» — еврейская пословица

«Задрал нос — и кочергой не достанешь» — русская поговорка

«Брехать — не цепом махать» — русская пословица

«Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок» — Леонардо да Винчи

«Книжная учёность — украшение, а не фундамент» — Мишель Монтень

«Если всё кажется лёгким, это безошибочно доказывает, что работник весьма мало искусен, и что работа выше его разумения» — Леонардо да Винчи

«Некоторые настолько уверены в своей правоте, что и ложь в собственном исполнении принимают за правду»

«Кто увлекается действиями по принципу: «Мы и сами с усами» — часто оказывается «с носом»

«Самонадеянность — подруга неопытности» — Пьер Буаст

«Непоколебимая уверенность в своих знаниях — признак недостатка образованности, информации, опыта»

«Иные могли бы стать учёными, если бы не думали, что уже стали ими» — Балтасар Грасиан

«Сколько людей — столько и мнений. Результат же достигается лишь с помощью определённых знаний, решений, действий»

«Чем меньше знаний, разумения, тем легче мы слагаем свои мнения»

«Многие за знания, умение принимают собственное мнение»

«Ваше право на собственное мнение никого не обязывает слушать этот бред» — неизвестный автор

 

32. Неверное отношение к советам

 

Как уже отмечалось ранее, почти все мы допускаем две взаимоисключающие одна другую крайности — нам не нравятся советы хороших специалистов, и в то же время мы очень восприимчивы к советам, в том числе и по самым мудрёным вопросам, которые, как из рога изобилия, раздаются и нашими знакомыми, и зачастую совершенно случайными людьми.

И происходит это несмотря на то, что, наверное, каждый из нас может привести примеры того, насколько некомпетентными бывают советы и мнения даже очень умных и образованных людей по вопросам, касающимся нашего, а не их дела, нашей, а не их профессии. Ведь главным критерием соответствия всех знаний действительности — является опыт. И опыт не вообще, а в конкретном вопросе, деле.

Поэтому с советами людей, не имеющих непосредственного профессионального отношения к решаемой задаче, полезно быть очень осторожными.

«В советах неспециалиста смысла обычно не больше, чем в курином кудахтанье или звуках детской погремушки»

«Советы некомпетентных в любом деле подобны уверенным объяснениям рискованного горного маршрута человеком, этого маршрута не знающим и не имеющим отношения к альпинизму»

И, напротив, — для исключения серьёзных ошибок, достижения наилучших результатов следует обязательно выяснить мнение специалиста.

«Советы редко принимаются с благодарностью. Те, кто больше всего в них нуждается, реже всего ими пользуется» — Филипп Честерфилд

«Нельзя помочь тому, кто не желает слушать советы» — Бенджамин Франклин

 

33. Слабые знания, недостаток опыта

 

Без необходимых знаний и опыта невозможно решить ни одной мало-мальски сложной задачи, не достичь желаемых результатов.

«Тот, кто лечится по медицинскому справочнику — рискует умереть от опечатки» — Кристиан Фридрих Геббель (1813 — 1863)

«Неправильное знание хуже, чем незнание» — Адольф Дистервег

«Тот, кто не чувствует боли, не верит в её существование» — Сэмюэл Джонсон

И по аналогии с этой мыслью можно привести множество примеров, когда недостаток знаний и главным образом личного опыта не позволяет понять порой самых простейших истин.

 

34. Боязнь ошибок

 

«Боязнь избежать ошибки вовлекает в другую»

— Гораций (65 д.н.э. — 8 д.н.э.)

«Боязнь ошибиться — сама по себе более тяжёлая ошибка, чем ошибка действительная» — неизвестный автор

«Без ошибок ничего не сделаешь и ничему не научишься»

«Лучше умереть от страха, чем от голода» — Сергей Довлатов

«Как дорого стоили нам несчастья, которые так и не случились» — Томас Джефферсон

«Попытка не пытка, а спрос не беда» — русская пословица

Наши ошибки — это вторая не менее важная часть наших знаний, нашего опыта. Без них нам не достичь ни умения, ни понимания сути процессов, происходящих в тех делах, где мы стремимся преуспеть.

 

35. Неуверенность, незнание того, что предпринятые
усилия обязательно приведут к результату

 

«Охали день до вечера,
а поужинать нечего»

— русская пословица

Человек так устроен, что в нём могут легко уживаться совершенно противоположные качества. Подобные проявления в определённом смысле можно наблюдать и в этих рассматриваемых нами характеристиках.

Мы долго думаем над тем, начать или не начинать какие-то дела, действия, теряем безо всякой пользы очень много времени, не решаясь приступить к движению в выбранном направлении, — главным образом из-за опасений ошибиться. Приняв же наконец положительное решение и столкнувшись с трудностями — без особых колебаний отказываемся от своих планов, не сделав иногда ни одной попытки чтобы справиться с возникшей непредвиденной ситуацией. А ведь изначально всё предусмотреть не способен ни один даже гениальный человек.

И причиной всему этому в большинстве случаев является неуверенность, незнание того, что предпринятые усилия обязательно приведут к результату.

Опасаться же следует не ошибок, являющихся, как уже отмечалось ранее, важнейшей составной частью наших знаний и опытности, а бездействия, топтания в нерешительности на месте. Для того же чтобы убедиться в прямой зависимости результата от действий, в общем-то, нет никаких сложностей. Надо лишь вспомнить разнообразные примеры из своей жизни — от простых до самых замысловатых — свидетелем которых или их непосредственным участником, несомненно, каждому доводилось быть.

Когда, к примеру, ребёнок, взяв в ручку совочек, начинает им копать ямку — появляется ямка. Захочет слепить куличики — и это ему без каких-либо затруднений удаётся.

Далее, задачи усложняются, обрастают различными условностями, но суть остаётся той же:

«Есть действия — будет и результат»

Кто пошёл в школу, учил заданные уроки — получил соответствующие знания. Проявил усердие, упорство, терпение, обучаясь в университете, — стал специалистом.

Практическая деятельность, трудолюбие, исполнительность, помощь наставников-профессионалов — несомненно, приведут к достижению высокого уровня квалификации в выбранном деле.

Концентрация внимания и усилий на каком-то единственном направлении — как правило, обеспечивает решение любых относящихся к нему разумных задач и достижение наивысших из возможных результатов.

И тот, кто, начав что-то делать, строить, создавать, выполнил необходимые для каждого отдельного случая условия, — как подтверждено опытом, в том числе и нашим собственным, — сделал, построил, обрёл задуманное.

Так как же всё-таки можно преодолеть эту представляющуюся нам достаточно серьёзной, порой не позволяющую даже начать хоть какое-то движение к желаемому психологическую помеху? Что в этом случае имеет для нас первостепенное значение?

 

«Простейшее понимание того факта, что действия и труд обязательно приведут к результатам, соответствующим их качеству и количеству, — является отправной точкой для обретения уверенности в том, что предпринятые усилия не окажутся напрасными.

К тому же понимание и уверенность такого рода избавят каждого, их достигнувшего, — как от всевозможных иллюзий и связанных с ними несбыточных ожиданий возможностей достижения желаемого без приложения необходимых усилий, так и от страхов, излишних сомнений.

Они также снимут психологические путы с действий — что, в свою очередь, откроет широкие возможности для развития и совершенствования ряда наших личностных и профессиональных характеристик, без которых не обойтись на пути к намеченным целям» — Евгений Шилов

 

36. Поиск причин, объяснений неудач,
а не способов достижения цели

 

«То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учинённых ими глупостей» — Артур Шопенгауэр

«Мастер находить оправдания редко бывает мастером в чём-нибудь ещё» — Бенджамин Франклин

«Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину» — Сократ

«Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны» — Франсуа Ларошфуко

«Безвыходность положения чаще всего заключается не в отсутствии выхода из него, а в неспособности его найти» — Эдуард Севрус (р. 1948)

 

37. Готовность сдаться при первых трудностях

 

«Люди чаще капитулируют,
чем терпят крушение»

— Генри Форд

«Кому не хватает решительной воли — не хватает ума» — Уильям Шекспир

«Слаб духом тот, кому богатство не по силам» — Сенека-младший

«Любая стóящая цель окружена трудностями, препятствиями. А потому задуманное покорится лишь тому, кто их преодолеет»



38. Отсутствие определённой цели

 

«Для человека, который не знает,
к какой гавани он направляется,
ни один ветер не будет попутным»

— Сенека-старший

«Не стремись знать всё, чтобы не стать во всём невеждой» — Демокрит

«Беда людей универсальных в том, что, желая познать всё, они толком не знают ничего» — Балтасар Грасиан

«Ум, не имеющий никакой определённой цели, теряется; быть везде — значит быть нигде» — Мишель Монтень

 

39. Отсутствие концентрации усилий

 

«За двумя зайцами погонишься —
ни одного не поймаешь»

— русская пословица

«Пытаться сделать всё сразу — значит ничего не сделать» — Георг Лихтенберг

«Семь дел в одни руки не берут» — русская пословица

«Кто много должностей имеет — ни на одной не преуспеет» — Себастьян Брант (1458 — 1521)

Концентрация усилий на одной единственной цели особенно важна в наше время, когда в любом деле возрастает конкуренция и, для того чтобы получить лучшие результаты, приходится решать всё более и более сложные задачи. Даже продвигаясь в одном направлении, очень нелегко добиться необходимого уровня знаний и умения. Если же заняться, к примеру, двумя делами одновременно, то достичь хороших результатов хотя бы в одном из них будет почти невозможно.

А какую роль играет этот самый уровень знаний и умения? Ответ, наверное, понятен каждому — решающую!

 

40. Поспешность, суетливость, растерянность

 

«Всему своё время»

— Библия

Наверное, всем хорошо известно, для каких двух случаев, по определению Козьмы Пруткова, только и может пригодиться поспешность. В остальном же она обычно не приносит желаемых результатов.

Но, несомненно, уж лучше пусть будут поспешность и суетливость (связанные с действиями, а значит позволяющие добиваться хоть немногого), чем безделие, стремление поживиться с чужого стола и ряд других не вызывающих ни у кого уважения форм поведения.

Однако, если рассматривать эти характеристики с точки зрения их эффективности, то, среди прочих вариантов решения намеченных задач, торопливость и суета мало что превосходят и могут быть сравнимы лишь с каким-нибудь показным туповатым усердием, проигрывая даже ему.

Когда мы начинаем торопиться, суетиться, у нас почти отключаются рассудительность, системность действий и мыслей, должный учёт условий, в которых протекает событие, и возможных ответных реакций на предпринимаемые нами шаги, значительно снижается внимательность.

Чаще всего эти характеристики проявляются:

● когда, при решении какой-либо задачи, мы оказываемся существенно ограничены во времени;

● когда мы допускаем возможность замещения недостатка знаний, умения, других способностей, точности приложения главных усилий — интенсивностью действий.

«Ошибаются, запинаются когда спешат, а не когда быстро делают»

Причинами поспешности, суетливости, во многих случаях, помимо отмеченных выше, может стать и состояние растерянности — способное овладеть нами: в результате разного рода неожиданностей, попадания в ситуации, к которым мы не были подготовлены; или когда представляется, что требующее преодоления препятствие выше наших сил и возможностей; когда предпринимаемые усилия, опробованные варианты решений не приводят к удовлетворительным результатам — от чего приходит понимание, что время растрачено без пользы, а желаемых результатов нет, как нет и многих данных, необходимых для достижения этих результатов.

И если проанализировать множество примеров, где проявлялись поспешность, суетливость, придётся признать тот факт, что чаще всего в них присутствовала и растерянность.

Но большинство побудительных мотивов, вызывающих поспешность, суетливость, растерянность, конечно же можно предупредить.

«Чтобы избежать положения, когда, спохватившись и захотев добиться чего-то стóящего, при самых лучших вариантах развития событий придётся очень серьёзно напрячь свои усилия, волю и долго-долго догонять, — полезно во всех отношениях, до набора имеющего хорошую цену потенциала опытности и профессионального мастерства, не увлекаться развлечениями и другими, может быть и приятными, но не способствующими его формированию, занятиями. Так же как и не расслабляться после достижения каких-либо промежуточных результатов, побед, а всё делать вовремя и не останавливаться, пройдя лишь часть пути к своей цели» — Евгений Шилов

 

41. Искусственные, тепличные условия



Чтобы выживать в постоянно меняющейся среде, соответствовать ей — наш организм должен всё время приспосабливаться к новым условиям посредством развития необходимых для этого физиологических и психических функций и способностей.

А что же происходит, когда мы находимся не в естественных условиях? «За окном», постепенно набирая обороты, идёт одна жизнь, а мы, нравственно и психологически, приспосабливаемся к другой. Но чего-то добиваться, решать непростые задачи рано или поздно придётся за пределами этого маленького мирка, в общем пространстве. Там, где царят совсем другие порядки, правила, законы — принятые, понятые и привычные почти каждому.

Как уже отмечалось ранее, к искусственным, тепличным условиям — по характеру взаимоотношений, взаимодействия с окружающими, формам удовлетворения собственных потребностей, напрямую влияющим на наши становление, развитие, способности решать поставленные задачи, — можно отнести:

◆ нахождение под постоянной опекой с осознанием того, что о собственных усилиях, благополучии не стоит и беспокоиться. Потому что есть кому всё это взять на себя, а в случаях каких-либо ошибочных действий, поступков кто-то обязательно подстрахует;

◆ освобождение в той или иной степени от исполнения доли общих или личных обязанностей, ответственности;

◆ получение доходов, превышающих действительную стоимость личностных, профессиональных характеристик, количества и качества вложенного труда;

◆ предоставление или использование возможностей жить за чужой счёт;

◆ положение, когда почти гарантировано отсутствие нежелательных последствий за недостойное поведение, невыполненные обязательства.

Естественные условия способствуют биологическим, физиологическим и, что наиболее важно для человека, психическим изменениям в нашем организме в полезном для нас направлении. Искусственные же — фактически настраивают на всевозможные ложные требования, цели, ценности.

Поэтому, как показывает опыт, разного рода тепличные условия — ведут к серьёзным изъянам в нравственности, в оценках, выводах, а от того и к неточностям выбора по множеству вопросов и направлений нашего бытия, снижают до минимума стимулы, формируют примитивные иждивенческо-развлекательные ценности, потребительскую психологию, не способствуют формированию, развитию, проявлению ответственности и волевых качеств, так необходимых для достижения любой мало-мальски значимой цели.

 

42. Избыток помощи, опеки

 

«Причинять людям зло
большей частью не так
опасно, как делать им
слишком много добра»

— Франсуа Ларошфуко

«Чем раньше вытолкнешь птенца из гнезда, тем раньше он научится летать» — английское изречение

«Трудно встать на ноги, когда всё время носят на руках» — Борис Крутиер

Чрезмерные помощь, опека являются наиболее часто встречающимися составляющими тепличных условий.

Сами они, в разумном объёме, имеют высокую цену лишь в воспитании (при формировании достойных качеств), предоставлении возможностей для полноценного образования, овладения необходимыми профессиональными навыками. Помощь же в других направлениях обычно приводит к резкому снижению стимулов, ослаблению многих личностных характеристик, искажённому восприятию происходящего.

Невозможно, к примеру, убедить живущего за чужой счёт и принимающего это как должное в том, что так, как он это себе позволяет, думать и поступать нехорошо. Есть лишь один способ повлиять на мысли и поведение таких людей — лишить их уже привычных искусственных подпорок, поставив в совершенно естественную зависимость только от собственных способностей, возможностей, труда. В таких условиях появится иной — реальный, а не иллюзорный опыт, который, при наборе определённого количественного и качественного потенциала, позволит достичь точности оценок, понимания и достойных уважения действий.



43. Отсутствие или низкий уровень стимулов

 

«Сытое брюхо к учению глухо» — русская пословица

«Сложно чем-либо заинтересовать того, у кого всё есть и кому ничего не надо»

Причём как мало некоторым нужно, чтобы так себя почувствовать.

Кроме того, не способствуют формированию стимулов:

◆ ожидания чудес, которые, как считают многие, не должны обойти их стороной;

◆ помощь, опека;

◆ доходы, превышающие реальную стоимость выполненной работы, достигнутой квалификации, уровня участия в деле;

◆ непонимание того, что к результату в конечном итоге ведут только тренировки, действия, труд.

 

 

44. Стремление почивать на лаврах

 

«Одного яйца
два раза не высидишь!»

— Козьма Прутков

«Под лежачий камень и вода не потечёт, даже если этот камень стоит миллиард долларов»

«Попытки добиться новых вознаграждений за ранее выполненную и оплаченную работу отнимают не меньше сил, чем было на неё затрачено, не принося обычно результата»

«Если ты получаешь доход, не зарабатывая его, то кто-нибудь зарабатывает его, не получая» — Маймонид (1135 — 1204)

Успех — это результат приложенных усилий. Но если перестать действовать на соответствующем уровне — успехи уйдут.

«Ничто не вянет так скоро, как лавровый венок на голове»

«Как отсутствие знаний и, главное, опыта порождает иллюзии и множество на первый взгляд эффектных, но, по сути, пустых идей, так и прекращение активной практики, в том числе и высокими профессионалами, постепенно приводит к тому же»

 

45. Переоценка уровня стоимости
своего участия в деле

 

«Всё имеет свою цену»

 

«Будешь требовать платы большей, чем стоишь — не обретёшь, а только потеряешь»

Касаясь оценки уровня стоимости наших личностных качеств, способностей, трудового вклада, особенно в условиях ведения дел, решения каких-либо задач во взаимодействии с другими людьми, — можно столкнуться с каким угодно количеством мнений при недостатке у многих простейших представлений и понимания по этому вопросу.

И чтобы было легче ориентироваться в данном направлении, попробуем перечислить основные из сложившихся на практике форм оценки нашей стоимости и влияния на её справедливость:

● каждое наше качество — квалификация, организаторские данные, исполнительность, работоспособность и так далее — проявленное в деле, в соответствии с его уровнем и сложившимся на рынке спросом, имеет свою в достаточно чётко ограниченных рамках стоимость;

● знание своих законных прав, на которые можно претендовать, способно помочь добиваться соответствующей реальному положению оценки стоимости собственных данных. Для этого в первую очередь надо постараться выяснить примерную цену аналогичных по квалификации должностей и близких по качеству, интенсивности труда, другим показателям работ, услуг. К тому же необходимо понимать, что уровень доходов зависит ещё и от уровня финансовых возможностей конкретного предприятия;

● достигнутые договорённости. Они, к примеру, имеют первостепенное значение в предпринимательстве. И по сложившимся правилам подлежат неукоснительному соблюдению. При этом, помимо прочего, полезно помнить о том, что не стоит стремиться переиграть партнёра. Ведь наилучшие результаты и перспективы приносит только взаимовыгодное сотрудничество, которое возможно лишь при учёте профессионального уровня и действительного вклада в дело как своего собственного, так и другой стороны. Если же такой вклад оценен неверно, «проигравшая сторона» просто не захочет работать за «хитрого напарника», а потому сотрудничество не будет долгим или же может закончиться, ещё не начавшись.

 

И подытоживая, отметим следующее — умение определять примерный уровень стоимости своих личностных качеств, способностей, собственного вклада в дело очень важно по причине того, что его переоценка с высокой степенью вероятности способна привести к ряду нежелательных последствий и в первую очередь к существенному сужению или даже утрате возможных многообещающих перспектив.

 

 

46. Разное



В этой главе мы рассмотрели качества и характеристики, которые способствуют не продвижению к цели, а, напротив, в той или иной степени, отдалению от неё. Все они не усиливают наши возможности, а существенно их ослабляют.

Но очень многим импонирует поговорка: «Слабости являются продолжением достоинств». При этом под «слабостями» понимается не только увлечённость чем-то, кем-то или ряд женских «слабостей», лишь повышающих их привлекательность, а имеются в виду, в общем-то, все недостатки в собственном характере, поведении.

Для того же чтобы понять истинную «ценность» многих наших «слабостей», полезно представить нечто подобное и оценить, к примеру, какого рода эмоции могли бы мы испытать в салоне самолёта в ответ на приветствие экипажа перед взлётом с информацией о том, что лайнер, на котором мы находимся, помимо множества превосходных качеств, имеет всего лишь одну слабость, являющуюся продолжением его достоинств, так как благодаря ей расходуется меньше топлива. И эта слабость — недостаточная мощность двигателей?!

«Для слабости ни ум не нужен, ни умение»

«Лучше быть предметом зависти, чем сострадания» — Геродот

«Большинство людей во многом наивны»

«Многие проявляют наивность, считая других наивными»

«Авось да как-нибудь до добра не доведут» — русская пословица

«Поспешность качеству не в пользу»

«Природа не знает остановки в своём движении и казнит всякую бездеятельность» — Иоганн Гёте

«Многие умеют лишь хотеть»

«Одна дурная извилина портит всю голову» — Виктор Жемчужников (20-й век)

«Внутренние потребности многих тащат их упорно в глупость»

«Предупреждён — для умного — значит вооружён, для дурака — оскорблён»

«Дурак, понявший что вёл себя как дурак, — не дурак»

«К тем, кто не поддался благожелательным попыткам по выправлению мозгов, придут нежелательные обстоятельства и им их вправят»

«Позволил кто себе изъяны воспитания — получит ущерб для своего благополучия»

«За что боролись на то и напоролись» — русская пословица

«Невосприимчивость к ценным, добрым советам — элементарный признак глупости»

«Если ты уверен, что всё знаешь и тебе ни к чему чему-то учиться, совершенствоваться, — значит ты относишься к особому кругу ограниченных людей»

«Глупость, пороки, дурные дела не причиняют боль. Они лишь наносят ущерб кратно более значимый»

«При появлении чувства превосходства — духовность исчезает»

«Кто для многих страшен, тот должен многих бояться» — Солон Афинский (ок. 640 — ок. 559 д.н.э.)

«Воспарил над «спасибо», «пожалуйста» — многое начал терять»

«Покажешь, что никто тебе не нужен, и станешь сам не нужен никому»

«Позёрство, крутизна за чужой счёт — обычно урезают этот счёт»

«Если стремление кайфануть, приторчать главное в жизни — вряд ли удастся отличиться в чём-то стоящем»

«В школе не напрягаешься умственно — всю жизнь будешь занят трудом физическим»

«Диплом без обучения нам знаний не прибавит и сложные задачи не решит»

«Кто из студентов учась не учили — и специальности не получили»

«Животные, от делать нечего, себе обычно что-то лижут, а люди — прожигают время, курят, пьют и грезят во хмелю, будто миры и горы движут»

«Стремятся к счастью, славе, мани-мани — лёжа на диване»

«Когда развлечения, потребности на первом месте — достоинства и возможности оказываются на последнем»

«Возможность украсть создаёт вора» — Фрэнсис Бэкон

«Все легко дают советы, но немногие берут за них ответственность» — Тацит (55 — 120)

«Совет не каждому сгодится. Из-за недостатка некоторых качеств и способностей многие выполнят всё не так, результат получат не тот, обвинят же в ошибках советчика»

«Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы» — Хилон (6-й век д.н.э.)

«Неожиданность, странность ответов некоторых людей на сказанное вызвана тем, что они, не успев запомнить, не поняв целую фразу, реагируют на отдельные чем-то задевшие их слова»

«У короткого ума — длинный язык» — Аристофан (444 — между 387 и 380 д.н.э.)

«Неучёные кажутся богаче словами, ведь у них что на уме, то и на языке» — Квинтилиан (ок. 35 — 95)

«Мы все умеем говорить… даже о том, о чём не имеем ни малейшего представления»

«Кто мало может, знает —
чаще в мудрых себя числят
(Хотя, по сути, научились лишь читать),
А посему их так и тянет поболтать
На темы, в коих ничего не смыслят»

«Люди, которым нечего сказать, никогда не лезут за словом в карман» — Генри Шоу (1818 — 1885)

«Надо не забывать, что язык не только без костей, но и без мозгов» — Юрий Ву

«Для того чтобы что-то говорить, иметь своё мнение — не обязательно учиться, набираться опыта. Ведь у любого дурака достаточно способностей, чтобы, как это нередко случается, назвать дураком классного специалиста или учёного»

«Многие гордятся тем, чего следовало бы стыдиться»

«Освободившие себя от обязанностей, ответственности, благодарности — в любой момент, на любой вопрос готовы дать любой ответ»

«Кто очень высокого мнения о себе — невысокого о других»

«Разумные доводы разумны только для разумных» — Аркадий Давидович

«Мир скучен для скучных людей» — Роберт Стивенсон (1850 — 1894)

«Если ученик не превзойдёт своего учителя — профессия исчезнет»

«Не говори гоп, пока не перепрыгнешь» — русская пословица

«Упавший духом гибнет раньше срока» — Омар Хайам (ок. 1048 — ок. 1122)

«Кто покупает лишнее в конце концов продаёт необходимое» — Бенджамин Франклин

«Характеристики добра и зла, правды и лжи, верности и предательства, справедливости и несправедливости остаются неизменными тысячелетия. А потому слабы попытки оправдать проступки тем, что двадцать лет назад были другие времена»

«Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу» — Тацит

«Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи» — Демокрит

«В природе многих людей — рассуждать умно, но поступать нелепо» — Анатоль Франс

«Кто допускает недостойные действия, безнравственные поступки или паразитирует — требует уважения и к этим своим качествам»

«В шоке многие, за справедливость чувства их вскипают — когда люди как они с ними поступают»

«Немало тех, кого оскорбляет то, что за их ложь к ним относятся как к врунам, за измену — как к предателям, за бездеятельность — как к нахлебникам...»

«У толпы нет мозгов — одни извилины»

«В той части сущности твоей, где поселился фанатизм, ума не сыщешь»

«Фанатизм — признак легковерности, неопытности, глупости»

«Любая глупость находит своих сторонников и последователей»

«Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?» — Конфуций

«Хватает и тех, кто, соответствуя во многом (по данным своим) характеристике «овощ», — регулярно демонстрирует себя как ещё тот «фрукт»

«Выглядит дурак в разы дурнее — себя ставя всех умнее»

«Большинство стремится быть сильным, умным, модным; кто-то ж шлангом рад прикинуться — водопроводным»

«Кто хитростью, нахальством, пренебрежением к интересам окружающих, нежеланием трудиться и выполнять свою долю обязанностей добился для себя каких-то уступок — потерял намного больше, чем обрёл»

«Никого не беспокоят чьи-то знания, умение, труд (те, кто ими не богат, обычно гордятся своими). Но многих волнуют полученные с их помощью дивиденды — в смысле справедливости распределения»

«Способны многие ради хотелок тыщи — лишь раскатать свои губищи»

«Вызывающие неприятие действия, поступки заметно (вплоть до нуля) снижают шансы на успех в любом направлении»

«Злиться — это вредить себе за чьё-то поведение»

«Нет глупости больше, назойливее и диковиннее, чем возмущаться и оскорбляться глупостями, творящимися вокруг» — Мишель Монтень

«Глупость может быть и красноречивой, и во многом аргументированной, логичной. Но в главном и целом — глупость она и есть глупость»

«Основные воспитатели глупости — жадность, потребительская психология, дурные нравы, невежество»

«Глупость — дорогое удовольствие» — неизвестный автор

«Похвала полезна лишь за внимательность, старательность, ответственность, разумность»

«Похвали человека за какую-нибудь нелепицу, глупость — и его будет тянуть выкидывать подобные коленца всю оставшуюся жизнь»

«Когда хвалили, поощряли ни за что, наверное, у каждого бывало. Подумаешь вначале: «Хорошо», а чуть поздней стучится: «Мало»

«Того, что нам вчера не по заслугам перепало, становится уже сегодня мало»

«Уж лучше сделать недополучив, чем получить не сделав»

«Безделие, жизнь за чужой счёт рождают грёзы о собственной исключительности и ума палате»

«При дурных нравах — чем меньше идей, слов, тем меньше глупостей»

«Дурни думкою богатеют» — русская поговорка

«Флешка есть — ума не надо» — Михаил Задорнов

«Нет для дурня никого его умнее самого»

«Ума палата №6» — Стас Янковский

«Дурная голова рукам покоя не даёт» — русская пословица

«Много хочется, да не всё сможется» — русская пословица

«Хотеть — ещё не значит мочь» — неизвестный автор

«Хотим во сто крат больше, чем сумеем»

«Чтобы много иметь — надо не много хотеть, а много чего соблюдать и делать»

«И как бы ни был ты хорош собой, нарядом — не думай, что всегда все будут рады, когда ты рядом»

«Проблемы могут возникнуть не только у тех, о ком, бывает, говорят: «Он слишком много знает», но и у тех, кто сам о себе так подумает»

«Две звезды упали с неба —
Загадал на ту, что слева.
Только счастья не настало —
Знать то счастье было справа»  — Юрий Ву (р. 1952)

«Лежу и мечтаю, но сколь ни глядишь —
О манна небесная, что не летишь?
Вообще, по секрету, хочу я ребята
За сон и за отдых — бооольшую зарплату!»  — Василий Кинстлер (р. 1957)

«Лишь начав жить за свой счёт и под свою ответственность — к детям приходит понимание, что их родители совсем не глупые и у них можно многому поучиться»

«Ничто не выказывает таким образом принадлежность к низшему сословию, как умение разбираться в дорогих часах, дорогих автомобилях...» — Андрей Кончаловский (р. 1937)

«Мы мелко плаваем, зато не тонем» — Аркадий Давидович

«Дураку что глупо, то и потешно» — русская пословица

«Как жаль — ещё не очень ценится, что я могу стучать по трубам и брынчать на балалайке. Но и сейчас я гений, видимо, — я сотнями умею ставить лайки»

«В тараканьих бегах смысла не меньше, чем в погоне за лайками»

«Из лука — не мы, из пищали — не мы, а зубы поскалить, язык почесать — против нас не сыскать» — русская поговорка

«Мы в спорте, учении, в деле — не ах, зато по хотелкам — в первых рядах»

«Больших Хотелок — тыщи, миллионы; Больших Умельцев — поискать»

«Не достигнув желаемого, они сделали вид, будто желали достигнутого» — Мишель Монтень

«Таких мало, кто молчком кажется нам дурачком» — Евгений Шилов

«Лучше помалкивать и казаться дураком, чем открыть рот и окончательно развеять сомнения» — Марк Твен

12:25
2591
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!