Прогнозирование - избранное
«Предвидеть легко, имея необходимые
знания, опыт, понимание»
«Так же как по способностям, целям, действиям несложно спрогнозировать результаты, по результатам —легко определить изначальные (в том числе скрытые) интересы, цели»
Очень важной для каждого из нас является способность к прогнозированию. Во множестве случаев от правильного и своевременного просчёта возможных вариантов развития событий зависит не только наше здоровье и благополучие, но и сама наша жизнь.
К счастью, бóльшая часть происходящего вокруг нас — потенциальных опасностей, возможных реакций окружающих на наши поступки, действия до определённого уровня сложности — оценивается и контролируется (практически без использования наших знаний, мышления) главным образом на генетическом, рефлекторном уровне.
Для решения же непростых задач, в том числе и касающихся прогнозирования, — генетических программ почти всегда оказывается недостаточно. Нужны профессиональные знания, умение, самоконтроль, чувство меры, непредвзятость и многое другое, в зависимости от конкретики тех или иных направлений.
Известный всем литературный герой Артура Конан Дойла Шерлок Холмс, используя свои профессиональные знания и строгую логику, по разрозненным и мало значащим в отдельности деталям мог восстановить единую картину происшествия.
Используя же знания науки «Слагаемые успеха» — помимо прочего, основанной на современных данных многих наук, главная суть фрагментов которых, относящаяся к достижению успеха, системно представлена в учебнике «Слагаемые успеха», — включив ту же логику, можно с высокой точностью и степенью вероятности оценивать и прогнозировать возможные варианты развития событий, процессов как на личностном, так и на общественном, государственном, других уровнях.
Множество прогнозов в самых разных смыслах и направлениях уже были предложены вашему вниманию. В том числе и почти каждая фраза на этом сайте, взятая в кавычки, представляет из себя не только точные объяснения, системные рекомендации для использования, знания, которые полезно учитывать, но и достаточно точный прогноз.
Здесь, для примера, давайте вспомним некоторые из них и обозначим ряд новых:
«Любопытство, волевые качества, самокритичность, труд создали человека»
«Воля —первопричина развития, достижений, побед»
«Принципы воспитывают нас»
«Коль на тройки учишься —крутостью пленённый —вырастешь и будешь хорошистам подчинённый»
«Развитие —плод полезных ориентиров, устремлений, психологического настроя; самокритичности, чувства меры, ответственности, реалистичности; умственных, физических, волевых усилий; времени»
«Жизнь удалася у того, кто справедлив, доброжелателен, ответственен, кто главное создал, познал и понял»
«Успех гарантируют лишь достоинства»
«Каждый творит себя, свою судьбу»
«Какой кузнец своей судьбы — такая и судьба»
«Знание — сила» — Фрэнсис Бэкон
«Незнание — неспособность, бессилие»
«Нежелание учиться — примитивизм, проблемы, скромность перспектив»
«Знания, умение, эффективные принципы — решение любых задач»
«Благодарность, любовь — богатство, красота души»
«Неблагодарность — глупость»
«Ответственность — лучшие качества, способности»
«Ответственность — высокое качество результатов»
«Действия — опыт, умение»
«Воля, умение — свершения»
«Полезные усилия — развитие»
«Духовность — основа ума, здравомыслия»
«Коль нет духовности — бал правит глупость»
«Одни из нас в большей степени накапливают знания, полезный опыт, реалистичность; другие — глупости, заблуждения»
«Стремятся к счастью, славе, мани-мани — лёжа на диване»
«Коль в голове лишь алчность да нажива — решенья лучшие обычно пролетают мимо»
«Нашу нравственность, по большей части, формируют главные жизненные принципы, которые мы для себя выбираем»
«Без знаний, опыта, духовности, здравомыслия —и думать нечем»
«Добрый, умный, здравый смысл имеет дух и силу чуда»
«Без необходимых знаний, качеств, способностей —возможности мизерны; при наличии —почти безграничны»
«Любое занятие, дело постепенно формирует в нас присущие ему приоритеты, ценности и развивает качества, соответствующие характеру используемых приёмов, способов решения задач»
«Мы делаем дело, а дело —нас»
«Любое даже самое сложное дело — это всего лишь определённый набор довольно простых или даже простейших звеньев. И, постепенно осваивая всё новые и новые несложные знания и действия, стать профессионалом в сложных вопросах, со временем, в общем-то, совсем не сложно»
«Нам свойственно находить оправдания любым поступкам, которые мы совершили»
«Небезупречные нравы самым негативным образом влияют на ум, здравомыслие, умение делать реалистичные оценки, выводы, принимать верные решения»
«Дела дурные выбрал — стал дурным, а добрые — хорошим человеком»
«В общем-то нет никакой разницы между потерявшим стыд и больным на всю голову»
«Искать меры в пороке — это всё равно, что бросаться с Левкадской скалы и надеяться удержаться на середине падения» — Марк Туллий Цицерон
«Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил» — Джон Локк
«Для трудного достижения добродетели нужен руководитель, пороку же научаются сами»
— Сенека-младший
«Можно дать совет, но нельзя дать умение им пользоваться» — Франсуа Ларошфуко
«Секрет успеха —в постоянстве цели» — Бенджамин Дизраэли
«Найдётся ли кто-либо, кто, бросая целый день дротик, не попадёт однажды в цель?» — Цицерон
«Капля камень точит» — Овидий
«Если не сдашься и не свернёшь — к намеченной цели придёшь»
«Боимся мы лишь до начала действий»
«Упавший духом гибнет раньше срока» — Омар Хайам
«Взлетает лишь тот, кто не жалеет сил на разбег» — Валентин Борисов
«Где ты не имеешь никакой силы, там ты ничего не желай» — латинская пословица
«Быть может всё, что может быть. Чего не может быть — не будет»
«Сколько ни говори «халва» — во рту сладко не станет» — восточная мудрость
«Все помехи, какие могут возникнуть, обязательно возникнут» — Закон Мерфи
«Борись, чтоб обошли напасти; чего не миновать —не бойся»
«Реалии, проблемы избавляют от иллюзий»
«Для решения любой задачи требуется определённое время. Поэтому — чтобы избежать всевозможных серьёзных рисков, потерь, перегрузок, стрессов — очень полезно иметь его запас. И это легко исполнимо, если раньше начинать и действовать на опережение»
«Действия всему научат»
«Учёба и действия, направленные на достижение цели, — причём действия и удачные, и ошибочные — рождают знания и опыт, понимание и мастерство, оптимизм и благополучие, избавляют от страхов, неуверенности и уныния»
«Критерием истины является опыт» — Томмазо Кампанелла
«Тот, кто лечится по медицинскому справочнику — рискует умереть от опечатки»
— Кристиан Фридрих Геббель
«Всё кажется в другом ошибкой нам; а примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже»
— Иван Крылов
«Нам всё равно, сколько что стоит, до тех пор, пока оно ничего нам не стоит» — Андре Моруа
«Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чём он хлопочет» — Марк Аврелий
«От кого-то хочешь что-то — вряд ли что получишь»
«От себя чего захочешь — почти всё получишь»
«Кнут, как стимул, обычно значительно сильнее пряника»
«Авось да как-нибудь до добра не доведут» — русская пословица
«Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более»
— Аристотель
«Он написал восемь томов. Было бы лучше, если бы он посадил восемь деревьев или родил восемь детей» — Георг Лихтенберг
«Невозможно делать правильные выводы и предпринимать в соответствии с ними верные действия, обладая неполной информацией, недостаточными знаниями, небольшим опытом»
«Будьте внимательны к своим мыслям —они начало поступков» — Лао-Цзы
«По поступкам легко читаются мысли»
«В конечном итоге наибольшую выгоду в любом деле приносит только взаимовыгодное сотрудничество»
«В чужой монастырь со своим уставом не ходят» — русская пословица
«Великое искусство быть приятным в разговоре — вести его так, чтобы другие были довольны собой»
— Саади
«Чем больше вы скажете, тем меньше люди запомнят» — Франсуа Фенелон
«Люди падки на обещания чудес»
«Люди охотно верят тому, чему желают верить» — Юлий Цезарь
«Почему никто из ясновидящих ни разу не выиграл в лотерею?» — неизвестный автор
«Потребность многих не внимать наукам, а верить всяким небылицам — одна из главных причин их проблем, неудач»
«Не бывает чуда без умения, труда»
«Чтобы подковы приносили счастье — надо прибить их к копытам и пахать, пахать, пахать...»
«Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники»
— Альберт Эйнштейн
«Мы не ищем лёгкого пути, но если попадётся — не свернём» — Михаил Мамчич
«Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратил своего тела и души» — Сократ
«Высшее богатство — отсутствие жадности» — Сенека-младший
«Жадность оглупляет человека, мешает ему реально оценивать события»
«Тот, кто хотя бы отчасти живёт за чужой счёт, постепенно начинает полагать, что это его счёт»
«Многие за знания, умение, принимают собственное мнение»
«Одна дурная извилина портит всю голову» — Виктор Жемчужников
«В школе не напрягаешься умственно — всю жизнь будешь занят трудом физическим»
«Похвали человека за какую-нибудь нелепицу, глупость — и его будет тянуть выкидывать подобные коленца всю оставшуюся жизнь»
«У толпы нет мозгов — одни извилины»
«Нет для дурня никого его умнее самого»
«Хотим во сто крат больше, чем сумеем»
«Чтобы много иметь — надо не много хотеть, а много чего соблюдать и делать»
«То, что нравится тебе в других, понравится и другим в тебе» — Филипп Честер
«Разумное и нравственное всегда совпадают» — Лев Толстой
«Почти каждый счастливый случай в твоей жизни произойдёт благодаря твоим полезным личностным качествам и способностям»
«Если твои личностные качества, поступки будут достойными — бóльшая часть нежелательных случайностей тебя минует»
«Удачи достаются только подготовленным»
«Удачлив был ты лишь тогда —когда был смел, умел, когда за справедливость бился до победы»
«Не жди благодеяний тот, кто сам их не оказывает» — Публий Сир
«Без благодарности очаг благодеяний гаснет»
«Не ищи выгоды —как только ты выполнишь всё правильно, она сама придёт»
«Что посеешь, то и пожнёшь» — Цицерон
«Добро подобно злу, когда оно чрезмерно, и проигрывает ему, если не может себя защитить»
«Излишняя помощь, опека дитяти иль друга — им и себе медвежья услуга»
«Свой дом, земля — не на века, когда попали в руки простака»
«Друг познаётся в беде, герой — в битве, честный — в уплате долга, жена — в бедности, родственники — в невзгодах» — древнеиндийское изречение
«Что у сдержанного, деликатного, трезвого на уме, то у уязвлённого, выведенного из себя, ощутившего отсутствие выгоды от общения, сотрудничества, рассчитывающего на безнаказанность, снисхождение, как и у пьяного, — на языке»
«Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них» — Иоганн Гёте
«Незнание закона всемирного тяготения ещё никого не освободило от притяжения» — Михаил Мамчич
«Законы, организационные системы, созданные без должного учёта свойств человеческой природы, неэффективны, неработоспособны»
«Пытаешься продвинуть условия, организационные системы, удобные лишь для тебя любимого, — не удивляйся неуважительным ответным реакциям»
«Зачастую слова лишь прикрытие. Найди главный мотив. Он объяснит мысли, намерения, действия»
«Большинство непростых задач у нас решены далеко не лучшим образом потому, что не учтены не только многие нюансы, но и некоторые главные их составляющие»
«Эффективные решения множества задач возможны лишь при точных оценках их главных составляющих и умении делать правильные выводы. И даже самых глубоких знаний для этого обычно бывает недостаточно»
«Если 99% оценок чего-либо точны, а 1%, относящихся к вопросам первичным и главным, ошибочны — мысли и действия в этом направлении будут неверными»
«Побеждает не тот, кто лучше всех знает и умеет многое, а тот, кто смог определить и исполнить главное»
«Даже если из нескольких главных составляющих задачи неточно оценена одна — решения будут неэффективными»
«В решении большинства задач у нас проблемы не только с точностью оценок всех главных составляющих, но и с определением того, что к главным составляющим относится»
«Эффективная система деятельности результативнее высокой квалификации»
«Побеждает индивид, у которого лучшие личностные, вид —видовые, государство —государственные организационные системы»
«Эффективной может быть лишь система, комфортная для созидания, высокой науки, творчества, а не для взимающих разного рода оброки с такой деятельности»
«Многие всё время рядятся в пророки, не умея верно оценить происходящее сейчас»
«Специалисту всего более ценны знания, профессионализм; чиновнику — доходное место; гражданину — справедливость»
«Эффективность, ценности создаёт умение, а не звания, известность, положение»
«Сели на «трубе» — и ни ме ни бе»
«Даже большинство из тех, кто по заслугам обрёл высокие статус и полномочия, становятся способны лишь на организацию систем препятствий, ограждающих их личное благополучие от талантливых конкурентов»
«Поднимаются на Олимп, создавая ценности. Достигнув же его — все силы тратят на то, чтобы уберечь от претендентов своё место под Солнцем»
«Одни — стремятся Родину украсить, укрепить; другим — всегда своя рубашка ближе к телу»
«Главное умение чиновников — обещать, запрещать, не пущать»
«Невостребованность, препятствия использованию творений, превосходящих существующие аналоги, — лишают авторов стимулов и смысла создавать что-то ещё»
«ВВП складывается из совокупности стоимости созданных ценностей, а также никому не нужных товаров и паразитических услуг»
«Одни — создают ценности, другие — неумные условия для их деятельности, третьи — паразитируют на пролоббированных полномочиях»
«Одни — создают ценности, реальную экономику; другие — опутывают их труд условностями с разными маразмами»
«Полезно держать под контролем и стремиться свести к нулю долю в ВВП никому не нужных товаров, услуг»
«Если предприниматель производит продукты или оказывает услуги ненадлежащего качества —он не предприниматель, а аферист»
«Главный признак высокой квалификации предпринимателя —высокое качество производимых товаров, работ, услуг, а не высокие доходы»
«Главные ячейки экономики — создающие реальные ценности учёные, специалисты, предприятия, предприниматели. Все же государственные и прочие структуры должны обеспечивать им наилучшие условия для эффективной (без ненужных затрат) деятельности»
«Регулирующие и контрольные функции государства должны быть научно обоснованными, открытыми, предельно минимизированными — базирующимися на нескольких системных принципах»
«Какие услуги полезны для эффективной деятельности предприятия, предпринимателя — должны решать они сами»
«Лишь там изобретенья, инновации —где постоянный поиск совершенства и квалификация»
«От эффективности организационных систем зависит больше половины общей результативности экономики. Поэтому важно правильное обозначение и соблюдение их главных системообразующих принципов»
«Учитывая высочайшую цену вопроса — работа по совершенствованию главных системообразующих принципов организационных систем государства должна вестись им (с привлечением широкого круга экспертов) постоянно»
«Умные мысли в различных ток-шоу тонут в массе невнятного, пустого»
«Ток-шоу — это почти всегда по большей части трёп-шоу»
«Есть беда значительно большая, чем дураки и дороги, кстати, и ею рождённые. И беда эта — чиновники и недостаток мер по нейтрализации проявлений свойств их природы»
«Управленец решает вопросы управления своей организации, чиновник — пытается управлять чужой»
«Основной доход управленца, предпринимателя — от лучшей организации дела, условий для клиента; чиновников же (обычно) — от теневых схем и за преодоление организованных ими же препон, неудобств»
«Давать власть можно только тем людям, для которых это крест, а не мечта» — Никита Михалков
«Управлять должны эффективные организационные принципы и законы на их основе. Если же государство позволяет кому-то кормиться от придуманных именно для этого «правил поведения предприятий» — передовую экономику построить не удастся»
«Самое главное при всяком государственном устройстве — организовать дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться» — Аристотель
«Множество важнейших задач может решить действительно свободная и справедливая конкуренция»
«Противную сторону надо выслушать, как бы она ни была противна» — М.Евгеньев
«Невозможно что-либо делать на Красной площади — советчиков много»
«Познаешь причины — суть явлений, процессов, главные качества, интересы и способности личности — станут понятны и наиболее вероятные следствия»
«Скажи, какие твои принципы, — и я скажу кто ты, чего достигнешь»
«Какие принципы, кумиры и труды —такие и плоды»
«Главные ценности, принципы, стимулы, волевой настрой, усилия, личностные качества, способности, поступки, дела предопределяют результаты»
«События развиваются в чётком соответствии с характером действий и противодействий»
«Романтизм — одно из лучших качеств, возвышающих, украшающих человека и его жизнь»
«Побеждает воля, стремление к справедливости, совершенству, свершениям»
«Наша жизнь — это то, что мы думаем о ней» — Марк Аврелий
«Если хочешь быть счастливым — будь им» — Козьма Прутков
«Благодарность — спутница счастья» — Евгений Шилов
А теперь, для примера, давайте попробуем сделать прогноз и заодно решить следующую сложнейшую комплексную задачу: «КАК СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ научных исследований, разработок технологий, изобретений высокого уровня, их активного использования хозяйствующими субъектами и кто, вероятнее всего, способен это сделать — человек с высоким IQ, с быстрыми мышлением, реакцией; холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик; учёный, узкий специалист, предприниматель; коллектив НИИ, министр, созданная им группа экспертов; политик или, может быть, учитывая популярность фразы: «В споре рождается истина», участники какого-нибудь ток-шоу?»
Касаемо того, как создать?
Используя знания науки «Слагаемые успеха», и в первую очередь содержащиеся на данном сайте Экспертного Правительства, решать даже такого уровня задачи — с которыми у нас пока не могут в должной мере справиться в большинстве сфер науки и экономики — в общем-то, не так уж сложно.
Основы необходимой нам в этом смысле информации отражены здесь в достаточном объёме. И наиболее важная её часть конечно же касается организационных принципов, систем.
В этой информации, помимо прочего, отмечено, что эффективными организационные системы могут быть, если они:
● построены вокруг главных составляющих и постоянно обеспечивают их приоритет.
Без определения главных, системообразующих составляющих системы, построения её вокруг них, постоянного контроля за обеспечением их исключительного приоритета — любая организационная система, в том числе и изначально качественная, вскоре будет размыта, перегружена затратными, паразитическими условностями, обюрокрачена и утратит свою эффективность;
● созданы по науке, по уму.
Причём в этих смыслах полезно помнить, что в ряде современных наук (и в первую очередь касающихся психических свойств человеческой природы, развития его личностных качеств и способностей, организационных систем) — масса информации о вещах никому не нужных при великом множестве белых пятен. Кроме того, в действующих ныне государственных и других организационных системах высококачественные научные данные, рекомендации, даже если они имеются, почти не используются, а заменяются на всё что угодно — представления, понятия, мнения чиновников, лоббистов, политическую целесообразность и прочее;
● учитывают как можно большее число влияющих на их результативность факторов
Чтобы быть эффективной, система должна учитывать свойства человеческой природы, личностные, профессиональные качества и способности (в том числе, в ряде случаев, профессиональную, идеологическую и прочую зашоренность), права, свободы, интересы, обязанности, ответственность участников и исполнителей;
● основаны на эффективных принципах
Эффективные принципы, наряду со многим другим, позволяют постоянно держать в поле зрения главное, успешно решать сложные задачи при наименьших затратах сил, средств, времени, при сравнительно невысоких уровнях квалификации.
И руководствуясь этими определяющими параметрами эффективности, постараемся по науке и по уму обозначить ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ организационных систем для каждого из заданных, в поставленном нами чуть выше вопросе, направлений.
А что всегда в первую очередь следует включать в число главных составляющих организационной системы?
Конечно же:
● ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ. То есть то, чего мы хотим в конечном итоге добиться, вокруг чего вся система и должна организовываться.
И следом:
● Главное из того, что достижение главных целей наилучшим образом обеспечивает.
В том числе обязательно и:
● Меры, гарантирующие качественный контроль и нейтрализацию противодействующих эффективности факторов на всех стадиях системы — от формирования до функционирования.
Уже сама постановка таким образом перечня главных составляющих системы всё заметно упрощает.
Ведь даже большинство неискушённых может обозначить самое важное — главные цели по достаточно широкому спектру требующих решения задач, в том числе и той, которую мы сейчас исследуем.
1. Так, главными целями в рассматриваемом нами случае конечно же должны быть:
● для научных исследований, разработок технологий, изобретений — новизна, наивысший мировой уровень качества конечных результатов, продуктов, их конкурентоспособность, востребованность (а не практикующиеся у нас до сих пор в большинстве направлений всевозможные косвенные показатели интеллектуальной деятельности — научные статьи, патенты, диссертации и т.п. Да ещё и при определении значимости уровня такой деятельности в общем — на основе не качества этих показателей, а их количества. Чем фактически подтверждается, что мешок семечек для данной и всё ещё существующей системы значительно ценнее нескольких уникальных бриллиантов. В итоге даже у, казалось бы, солидных организаций за многие годы их деятельности зачастую невозможно найти ничего действительно нового — ни одной стоящей разработки, статьи, открытия);
● для их активного использования хозяйствующими субъектами — собственно, само активное использование хозяйствующими субъектами передовых технологий, изобретений и т.п.
2. А какие из возможных составляющих организационной системы следовало бы включить в число главных, наилучшим образом достижение главных целей обеспечивающих?
С этим несколько сложнее, чем с главными целями. Но, в общем-то, опять же, если столкнуться с изъянами существующего положения вещей, выявить их причины — используя, к примеру, упоминавшиеся здесь принципы и в первую очередь о том, что:
«В любом направлении несложно определить соответствие или несоответствие его качественных и организационных характеристик эффективному уровню и при необходимости найти требуемые для выхода на такой уровень решения»,
— многое станет понятным почти каждому.
Конечно же это:
● соответствующие сложности задач профессиональные, организационные способности, личностные достоинства, волевые качества (формированию которых опять же помогут и знания, технологии, приведённые в данном учебнике, если их включить в образовательную систему) и труд специалистов — учёных, технологов, изобретателей;
● эффективная инфраструктура научных исследований, разработок, их использования экономикой;
● достаточно острая потребность в инновациях высших качественных категорий (связанная главным образом со свободной и справедливой конкуренцией).
И эти обозначенные, как и ряд других непростых задач, могут качественно решаться лишь тогда, когда будут организованы:
● эффективные меры государственного регулирования и поддержки: начиная с обучения, образования, свободной и справедливой конкуренции (которой за более чем 20 лет рыночных реформ у нас так и не сложилось); по обеспечению приоритета предпринимательской деятельности (а не продавленным разного рода лоббистами паразитическим структурам); в организации конкурсов и премий за разработки (в том числе и по точно обозначенным темам и направлениям), превосходящие лучшие мировые аналоги или не имеющие их; по защите авторских прав, помощи в объективной оценке изобретений, технологий и в их внедрении, использовании.
Для эффективного функционирования данной системы — ни один Закон РФ, подзаконные акты, деятельность хозяйственных структур и прочее не должны противоречить её главным принципам. Без этого результативность системы будет минимизирована.
Кстати, дела на предприятиях, уделяющих внимание внедрению инноваций, организованы в этом плане обычно значительно лучше, чем в государственных структурах. И объясняется подобное положение главным образом тем, что они и их сотрудники, в отличие от чиновников, вынуждены работать в условиях конкуренции.
В общем же получается — низы хотят, но одно отчасти сами, другое из-за изъянов государственного регулирования и поддержки не могут, а верхи могли бы, но (в связи с утратой ряда способностей, по причине отсутствия прямой зависимости дивидендов, карьеры от результатов деятельности, либо из-за потери чутья границ своих интересов, кошельков и государственных) не знают, что следует мочь.
Поэтому всё, что не направлено на достижение главных целей данной системы, что мешает их осуществлению, — должно признаваться незаконным и не подлежащим исполнению. Иначе у нас (как было отмечено в главе о системах), исходя из существующих на сегодняшний день реалий, во многом, подобно некоему королевству кривых зеркал, — в качестве нормального будет продолжать действовать порядок, при котором: обычно телега впереди лошади, колёс на каждой больше четырёх, и куда ни кинь — всюду клин.
3. К главным противодействующим эффективности факторам — меры по гарантированной нейтрализации которых, помимо прочих, необходимо предусмотреть на всех стадиях системы (от формирования до функционирования) и постоянно держать под контролем — следует отнести:
◆ организационные решения действующих систем, существующие нормативные акты и поступающие предложения — не соответствующие принципам: «По науке», «По уму», здесь обозначенным;
◆ отвлечение внимания от главных составляющих системы;
◆ беспорядок, бесконтрольность, безответственность;
◆ не направленное на пользу обществу лоббирование;
◆ наличие возможностей для удовлетворения ущербных интересов, потребностей, нравов — являющихся, помимо прочего, признаками примитивности, глупости, а потому какая уж с ними может быть эффективность.
В обозначенной нами системе конечно же следует учесть ещё многое, в том числе и бóльшую часть из отмеченных в данном учебнике формул, нюансов. Но перспективы однозначны — использование предложенного здесь варианта решения этой непростой, но, в общем-то (если всегда ориентироваться на главные составляющие), и несложной задачи всего лишь за несколько лет сделает нашу страну ведущей в мире державой и в науке, и в экономике.
А теперь о том, кто способен создать эффективные системы такого рода?
Создать эффективные организационные системы — в том числе и по обозначенным нами важнейшим направлениям, где положение до сих пор ещё далеко от высокого конкурентного уровня, — может и учёный, и узкий специалист, и предприниматель, и НИИ, и министр, и созданная им группа экспертов, и человек с высоким и средним IQ, и с быстрыми и не очень мышлением, реакцией, и холерик, и сангвиник, и меланхолик, и флегматик. Но лишь в том случае, если будет располагать необходимыми в каждом конкретном случае профессиональными способностями, опытом, здравомыслием, чувством меры, системным мышлением, умением делать точные оценки. Если выберет эффективные принципы, сможет подчинить свои интересы общеполезным, а также учтёт ещё очень многое из того, что нашло своё отражение в этой книге, конечно же с главной нацеленностью на конечные, а не промежуточные результаты.
«Любая задача может быть решена при волевом настрое на проявление и развитие действительно необходимых для этого качеств, способностей, на напряжённые, реальные условия, истинные, а не мнимые ценности»
«Умные организационные принципы — эффективность, порядок; невнятные, глупые — беспорядок»