ДВА ВИДА СОСТАВЛЯЮЩИХ УСПЕХА
«Знание некоторых принципов
легко возмещает незнание
некоторых фактов»— Клод Гельвеций
«Одно главное важнее множества второстепенностей»
«Побеждает не тот, кто лучше всех знает и умеет многое, а тот, кто смог определить и исполнить главное»
«Если 99% оценок чего-либо точны, а 1%, относящихся к вопросам первичным и главным, ошибочны — мысли и действия в этом направлении будут неверными»
Имеется много составляющих успеха. Все они важны и могут сыграть решающую роль в достижении поставленных целей. Но, несмотря на важность каждой отдельной характеристики, их полезно всегда делить на два вида — главные и второстепенные.
Во-первых, потому что мы не сможем одновременно развивать все необходимые для достижения успеха качества и способности, контролировать, соблюдать, влиять на все имеющие значение факторы, условия и т.п. Ведь наши природные данные позволяют нам достигать высокой степени концентрации внимания только на одном объекте, с серьёзными издержками при каждом дополнительном. И на обретение, развитие того или иного качества, способности, на точную оценку, вывод, решение требуются в каждом случае определённые количества усилий и времени.
Во-вторых, по причине того, что в конечном итоге результат в каждом деле (а ведь нас в первую очередь интересует именно он, а не процесс его достижения, какое бы важное значение он ни имел) обеспечивается главным образом достаточно ограниченным числом факторов.
Учитывая, наряду с другими, и эти закономерности, можно опять же, опираясь на многочисленные примеры, сделать такой вывод:
«Любой человек, в том числе и обладающий самыми средними способностями, может стать успешным. Но, чтобы добиться этого, необходимо соблюдать требуемые условия. Таких условий много. Главных же — тех, которые следует постоянно держать в поле зрения, — в каждом направлении, деле всего лишь несколько»
Поэтому:
«В любом вопросе, решении, деле важно обязательно выявить его главные ориентиры-принципы и никогда не упускать их из вида»,
какие бы дивиденды ни приносили другие может быть и чрезвычайно важные, но всё же играющие роль второго плана характеристики. Определяя же основные направления своего внимания — важно не ошибиться и не принять за главное что-то может быть и интересное, броское, эффектное, но не столь значимое. Помня в этом смысле, помимо прочего, случай с любопытным И.А.Крылова: «… Слона-то я и не приметил».
«Не определишь главное, не обеспечишь ему приоритет — отстанешь, проиграешь»
В том числе и учитывая это, странно то, что:
«Большинство из нас почти всё внимание уделяет пустякам, не замечая главного»
На этом сайте уже были обозначены главные составляющие наиболее результативного решения задач по многим направлениям. Будет им уделено внимание и в дальнейшем. В этой же рубрике, содержащей важнейшую для достижения успеха информацию, приведём ещё несколько примеров с необходимыми ориентирами на заданную тему.
● Так, для достижения высоких результатов в большинстве спортивных дисциплин, ключевыми составляющими успеха, наряду с соответствующими природными данными, как правило, являются — длительные, интенсивные, нарастающие по нагрузкам тренировки; овладение передовой техникой приёмов, другими секретами профессионального мастерства, которые, в свою очередь, вряд ли кому покорятся без тренеров высшей квалификации; крепкая воля, правильный психологический настрой в процессе состязания.
● Для производства высококачественных материалов, продуктов, изделий — основное внимание следует уделить неукоснительному соблюдению условий и технологий их изготовления, передовым знаниям, а также наличию и проявлению таких качеств сотрудников, как аккуратность, скрупулёзность, старательность, исполнительность.
● Для создания эффективных личностных, общественных, государственных и других организационных систем — необходимо обладать большей частью достоинств, отмеченных в этой книге (в том числе и тех, что будут отражены позднее в главах об организационных системах, прогнозировании) и, главное, здравомыслием, чувством справедливости, знаниями, организационным опытом, умением делать точные оценки и выводы.
Для упрощения процесса определения главных звеньев технологической цепочки, обеспечивающей наиболее эффективное продвижение к намеченным целям, в дополнение к отмеченной ранее градации разнообразных составляющих на способствующие и мешающие достижению успеха — все такие составляющие, как и главные из них, можно разделить ещё на два типа. И к одному из них отнести — различные факторы, условия, предметы, человеческое участие… а к другому — наши личностные качества и способности.
Такое деление имеет значимый смысл. Потому что обычно к главным относятся лишь несколько составляющих из числа факторов, условий и прочего. Зато почти по всем направлениям — главными слагаемыми успеха являются многие наши качества, способности.
В связи с этим ещё раз отметим тот важнейший факт, что возможности обретения необходимых для решения любых задач личностных характеристик практически на 100% находятся в наших руках.
Знать бы только, как этими возможностями наилучшим образом воспользоваться?
И, к счастью, хорошо подходящие для этого механизмы в нашем распоряжении имеются!
Все мы наделены очень важным даром — обращать в природные, доводить до автоматизма любые свои действия, решения, личностные проявления, качества и способности. Но дар этот конечно же, в зависимости от характера наших мыслей, действий, проявлений, принципов, может приводить как к формированию достоинств, так и недостатков — то есть приносить либо пользу, либо вред.
И, с одной стороны: для очень многого — в том числе и для гармоничных взаимоотношений с окружающими, повышения вероятностей благоприятных стечений обстоятельств, удач и счастливых случайностей — каждому полезно и очень выгодно обладать как можно большим числом достойных личностных качеств, доведя их до уровня природных.
С другой — не стоит позволять себе не лучшие мысли, проявления, действия. Ведь вряд ли, к примеру, можно найти хотя бы одного желающего стать глупым. Однако, если так случится, что кто-либо из нас (из многих возможных вариантов отличиться) окажется всего лишь не очень воспитан — глупость в большинстве направлений ему будет гарантирована.
Поэтому, учитывая свойства, присущие человеческой природе, стоит всегда помнить, ориентироваться и использовать для собственного совершенствования и развития следующую формулу:
«Максимум пользы и лучшие результаты принесут каждому — усилия, направленные на перевод качеств и способностей, обеспечивающих успех (особенно главных из них), в разряд природных и доведение их до автоматизма на как можно более высоком уровне личностной и профессиональной компетентности»
● «Для лучших результатов, способностей, побед —самые важные смыслы, решения, опыт надо всегда иметь в виду»
«Не зная, забывая важный опыт —каждое поколение вновь и вновь повторяет ошибки, решает уже решённые предыдущими поколениями задачи»