Начала начал ч.1 - Качество мышления

 

НАЧАЛА НАЧАЛ

 

Открывая эту рубрику, давайте ещё раз вспомним мысль Козьмы Пруткова:

«Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь»

Многие начала начал и развития, совершенствования, и деградации, регрессии уже были обозначены на данном сайте в достаточно широком спектре причинно-следственных взаимозависимостей. К ним лишь осталось добавить и раскрыть ещё несколько важнейших штрихов, сведённых в несложную систему.

 

КАЧЕСТВО МЫШЛЕНИЯ

 

Память, ум, здравомыслие, реалистичность,
знания, опыт

 

«Память — основа мышления»  — неизвестный автор

Природа памяти и мышления науками до сих пор ещё мало изучена. Помочь устранить ряд белых пятен в этих направлениях способны данные науки «Слагаемые успеха», содержащиеся отчасти на этом сайте.

На настоящий момент науками обозначены следующие основные типы памяти — генетическая; иммунная; зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая; двигательная; эмоциональная (аффективная), образная и логическая; произвольная и непроизвольная; мгновенная, кратковременная, оперативная и долговременная. Об этом полезно иметь представление.

С точки же зрения науки «Слагаемые успеха» важно знать и другие виды памяти и ещё многое из того, что с нею тем или иным образом связано.

«Есть память фоновая и акцентированная, сохранившая и (в различной степени) утратившая точность и подробности воспринятого»

«Память может быть образована с участием и без участия мышления»

«Есть память мыслей, решений, действий, проявленных личностных качеств, способностей»

«Некоторые решения, действия, проявленные качества (обычно далеко не лучшие) становятся привычными после первого применения»

«Не кратковременная память по большей части формируется с участием мышления»

«Память зависит от качества оценок, мышления, а оценки, мышление — от качества памяти»

«Память может быть верной и искажённой, точно, неточно и ошибочно отразившей воспринятое»

Искажённая память формируется вследствие неверных оценок, непонимания происходящего, иллюзий, предвзятости, стремления увидеть желаемое, а не действительное, из-за различных генетических, возрастных, идеологических, мотивационных и других потребностей, предпочтений, влияний на сознание в прошлом и в настоящем.

«В памяти хранится разное — полезное, бесполезное, ошибочное»

«Память может быть самых разных уровней по объёму, качеству и сложности запомненного»

«Память большинства людей в качестве важного, истинного хранит много бесполезного, иллюзорного, ошибочного»

«Мы все — без практики, повторов — забыли почти всё, чему когда-либо учились»

«Каково качество памяти — таковы в значительной мере и мысли, решения, результаты»

В организме человека насчитывается более ста миллиардов нейронов и триллионы связей между ними.

В нейронах хранится наша память всех видов, а многочисленные связи между ними позволяют протекать процессам мышления.

С помощью памяти и мышления, если их тренировать, человек способен вспомнить фактически всё, на что в течение жизни когда-то обратил своё внимание, о чём размышлял, что изучал; решить любые связанные с запомненным задачи.

То есть наш потенциал может быть очень велик если мы наполним его не пустым, глупым и ошибочным, а главным образом точными, полезными знаниями и ценными качествами, способностями.

Ошибкой современной научной мысли является не только утверждение, что огромное количество воспринятого мы навсегда забываем, но и то, что мышление неразрывно связано с речью и без неё существовать не может что фактически опровергают те же научные данные и далеко не только по homo sapiens. И, хотя у нас другого типа мышления намного меньше, всё же:

«Мышление может быть связанным и не связанным с речью»

У Рене Декарта (1596 — 1650) есть следующее определение:

«Я мыслю — значит существую»

Но для науки «Слагаемые успеха» надо понимать, что:

«Мысли бывают самого разного качества: от наивных, глупых, примитивных — до гениальных»

И — отчасти развивая в данном смысле мысль Декарта — события почти всегда в итоге складывается соответственно формуле Евгения Ханкина (р. 1946):

«Как мыслю, так и существую»

Поэтому многое из важного о том, как добиться высокого качества мышления — чему в значительной мере и посвящена настоящая книга — стоит знать каждому.

«Наши мысли зависят от наших качеств и способностей, а качества и способности — от мыслей»

«Чтобы многое помнить — надо тренировать свою память; чтобы уметь правильно мыслить, решать задачи — надо постоянно учиться точно оценивать, сопоставлять варианты, прогнозировать, делать выводы»

«Ум — это мыслительная способность к осознанию, пониманию сути явлений, процессов, решению разнообразных задач. Бывает самых различных качественных уровней»

«Чувство ответственности, меры, справедливости, склонность к порядку и реалистичность оценок — важнейшие признаки ума»

«Ум — далеко не только знание отдельных наук и умение решать узкопрофессиональные задачи»

«Мудрость — это понимание сути жизненно важных истин через знания, опыт и здравомыслие»

«Здравомыслие — важнейшая составляющая ума»

Здравомыслие достаточно разносторонне уже было рассмотрено в 5-ом параграфе главы об универсальной формуле успеха. Здесь, к уже отмеченным, мы добавим ещё несколько штрихов, касающихся этого важнейшего качества.

Здравомыслия нет при идеологической, профессиональной зашоренности, недостатке нравственных тормозов, самокритики, самоконтроля, преобладании материальных интересов над духовными ценностями. Заметно убавляют здравомыслия: неэффективный, безнравственный жизненный опыт; вседозволенность, ничтожная вероятность или несоизмеримость возможных санкций (за злоупотребления, преступления) с нанесённым ущербом; головокружение от успехов и представления о собственной исключительности.

«Ум без здравомыслия — лайнер без капитана»

«Здравомыслие без знаний — капитан без лайнера»

«Бóльшую часть ума занимают здравомыслие и понимание общеполезных принципов взаимоотношений, взаимодействия, прав, обязанностей, ответственности. Нет такого понимания, здравомыслия — и ума почти нет»

«Здравомыслие и понимание общеполезных принципов взаимоотношений, взаимодействия, прав, обязанностей, ответственности обретаются через добрые нравы и устремления, самостоятельность и исполнение своей доли обязанностей, ответственности. И как всегда возможны следствия лишь при наличии первопричин»

«Знания — это совокупность достоверных сведений о мире, свойствах объектов, закономерностях явлений, процессов, способах решения различных задач»

И, если вдуматься в смысл предложенной вашему вниманию формулы знаний, можно легко понять: среди огромного объёма имеющихся данных — настоящих, истинных знаний, то есть достоверных сведений, информации, не так уж много.

«По большей части изучаем мы — что и не важно, и не ценно, и не истинно»

«Недостоверные данные, информация — к знаниям не имеют никакого отношения»

«Уж лучше ничего не знать, чем иметь искажённые представления»

«Знания индивидуума — это усвоенная им совокупность достоверных сведений о мире, свойствах объектов, закономерностях явлений, процессов, способах решения различных задач»

«Опыт — это врождённая (генетическая) и различных типов обретённая (нейрональная) память поведения, событий, впечатлений, ощущений, мыслей, решений, усилий, действий, реакций, результатов...»

«Опыт зависит от жизненных принципов и качества мышления, а жизненные принципы и качество мышления — от опыта»

«Опыт разным бывает: один — учит, развивает; другой — дурное, глупость прививает»

«Опыт и здравомыслие в значительной мере формируются условиями обитания и средой. Поэтому полезно находиться в реальных, а не тепличных условиях, в духовно и нравственно богатой, высокопрофессиональной среде»

«Знания, опыт, дела и события — рождают открытия»

 

Точность оценок, эффективность решений,
систем

 

«Эффективные решения множества задач возможны лишь при точных оценках их главных составляющих и умении делать правильные выводы. И даже самых глубоких знаний для этого обычно бывает недостаточно»

«Даже когда видят одно и то же — каждый оценивает это по своему»

«Ценность чего-либо в силах лишь пленить — того, кто её способен точно оценить»

От качества наших оценок зависит очень многое.

Но, как это ни удивительно:

«Лишь немногие люди способны делать точные оценки»

Складывается же подобное положение главным образом потому, что на наши оценки влияет множество самых разнообразных факторов.

Для начала вспомним важнейший из приведённых ранее:

«Каждый слышит, замечает только то, что ему выгодно, к чему он проявляет интерес и то, что понимает»

Но для понимания, без которого правильные оценки, выводы, выбор оптимальной направленности действий почти невозможны, нужны знания, опыт и немало чего ещё.

Может быть в связи с неспособностью многих к точным оценкам, Эразм Роттердамский и сделал свой чересчур жёсткий, но всё же неточный вывод о том, что:

«Большинство людей глупы»

В действительности есть много причин, мешающих реалистичности, точности оценок. Среди них, в дополнение к упомянутым ранее, можно отметить и такие:

«У точных оценок — свои технологии»

«Важнейшую роль для точности оценок играет определение — что является первичным и вторичным, главным и второстепенным»

«Человеку свойственно выдавать желаемое за действительное»  — неизвестный автор

«Человеку свойственно выдавать представляемое за действительное»

«У большинства людей почти нет самокритики»

«Почти каждый проникается истинными и мнимыми ценностями своей среды обитания, общения, деятельности»

«Без духовности нет здравомыслия»

«Многие научные оценки и выводы ещё далеки от реалий, от истины»

«Противоречащие природе, свойствам человека оценки, принципы оборачиваются потерями, заводят в тупик»

«Большинство существующих организационных систем неэффективны потому что созданы чиновниками, а не экспертами-профессионалами»

«Точные оценки и эффективные решения возможны лишь при наличии реалистичности, непредвзятости, чувства меры, необходимых знаний, опыта и при учёте влияния на объект рассмотрения как можно большего числа факторов, нюансов»

Так почему, всё-таки, несмотря на кажущуюся с первого взгляда простоту и лёгкость выработки эффективных решений, в самых разных направлениях такие решения до сей поры не найдены? И большинство квалифицированных специалистов, обладателей высшего по нынешним меркам IQ, учёных постоянно там и тут попадают либо в тупик, либо впросак, либо ещё в какое-нибудь нехорошее положение?

Потому что лишь в очень ограниченном числе задач для качественных решений бывает достаточно квалифицированных узкопрофессиональных знаний.

В отношении такого рода знаний (при их отсутствии) у человека обычно не возникает не только иллюзий, но даже мыслей о том, что он способен иметь по ним какие-то представления, мнения без тщательного их изучения, точного усвоения, понимания.

Ещё раз вспомним формулу:

«В направлениях, где не испытано впечатлений, ощущений, где нет знаний, — мысли не появляются»

А значит с этими знаниями, и даже с самыми сложными из них, хотя всё и непросто, но, в общем-то, предсказуемо, понятно и почти однозначно: учёба, время — и будут результаты, соответствующие качеству и количеству приложенных усилий.

А вот с остальным — личностными характеристиками, нравственностью, психологическим настроем, соблюдением элементарных правил взаимоотношений, взаимодействия, реалистичностью, непредвзятостью, чувством меры, ответственностью и прочим (о чём каждый человек и от природы, и по жизни получил некоторые ориентиры и представления) — как ни странно, почти всё складывается и неоднозначно, и сложно, и под влиянием множества факторов переменчиво.

А ведь даже незначительное отклонение от оптимальных проявлений любого из этих качеств у того или иного специалиста — может не позволить ему добиться в большинстве направлений квалифицированных решений и уж тем более организации эффективных, общеполезных систем, складывающихся обычно из ряда разноплановых сбалансированных комплексов таких решений.

«Умные мысли, точные оценки, эффективные решения возможны лишь при наборе необходимого в каждом случае потенциала знаний и опыта, помноженных на достойную нравственность, чувство меры и здравомыслие»

«Без знаний, опыта, духовности, здравомыслия — и думать нечем»

«Точная оценка   это верная, непредвзятая или профессиональная констатация совокупности фактов, истин»

«Точные оценки, знания, эффективные принципы, системы предопределяют наилучшие решения, результаты»

«Неточные оценки, выводы ведут к ошибочному выбору приоритетов, неэффективным решениям, проблемам»

10:30
1234
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!