Формула успеха ч.4 - Формирование потенциала новых возможностей

 

«Счастье — не цель,
а побочный продукт»

— Элеанора Рузвельт (1884 — 1962)

 

Итак, учитывая собственные исходные данные, способности и возможности, мы уже выбрали себе цель, направление приложения усилий, уделили должное внимание оценке «технологической цепочки», условий будущего дела и, в какой-то степени, определили — что нам следует в первую очередь предпринять, какие качества обрести для достижения необходимого личностного и профессионального уровня.

Главными же и наиболее эффективными составляющими продвижения в этом направлении обычно бывают следующие:

овладение знаниями, имеющими непосредственное отношение к решаемой задаче;

обретение необходимых личностных качеств и способностей.

Следование наиболее результативным ориентирам, пробные действия, тренировки, практика — позволят с наивысшей результативностью закрепить полученные знания, проверить соответствие собственных выводов и представлений действительному положению вещей, обрести личные качества и профессиональные навыки требуемого для достижения поставленных целей уровня.

И в ракурсе рассматриваемого нами в этом параграфе смысла, давайте вкратце охарактеризуем указанные виды усилий, действий, ориентиров, качеств, способностей.

Овладение знаниями

В отдельных сферах деятельности, для усвоения необходимых знаний, никак не обойтись без серьёзного образования. В большинстве же других, особенно при наличии базового потенциала, имеющего, в какой-то степени, к ним отношение, — для выхода на приемлемый на первых порах уровень подготовки требуется сравнительно непродолжительный промежуток времени. Но в любом случае, вступая в дело, следует уделить внимание ряду нюансов, в том числе и отмеченных в этой книге. Ведь даже поверхностное, в общих чертах ознакомление с объектом наших надежд, будущих свершений, с нюансами его касающимися — обычно позволяет избавиться от многих иллюзий, первоначальных излишне оптимистичных прогнозов и оценок собственных идей, а значит оберегает от ошибок, ведущих к значительным потерям. Основная же ценность знаний, несомненно, заключается в обретении возможностей для роста профессионального мастерства и способностей решать соответствующие намеченным целям задачи.

Обретение необходимых личностных качеств и способностей

Ещё раз отметим главное:

«Почти любые требуемые для достижения успеха качества и способности можно обрести, натренировать»

Нужны для этого лишь соответствующие усилия, технологии, время.

 

Следование наиболее результативным ориентирам

Наряду со многими уже отмеченными, весьма полезно знать и помнить следующие:

«Главные решения принимаются не ремеслом, а личностью»  — Владимир Меньшов (р. 1939)

«Существует множество ценных знаний и верных советов, совершенно бесполезных в решении стоящих перед тобою задач»

«Кто во всём ищет выгоду — никогда не находит удовлетворения»

«Выгода и польза — далеко не одно и то же»

«Чтобы пройти огонь, воду и медные трубы необходимо не поддаться многим искушениям, порокам, проявить силу духа, разумность, умение»

«Примерная нравственность очень важна потому, что от неё зависит присутствие, развитие или утрата многих важнейших качеств и способностей»

«Дела дурные выбрал — стал дурным, а добрые — хорошим человеком»

«Небезупречные нравы самым негативным образом влияют на ум, здравомыслие, умение делать реалистичные оценки, выводы, принимать верные решения»

«Нашу нравственность, по большей части, формируют главные жизненные принципы, которые мы для себя выбираем»

«Общая нравственность в значительной степени дрейфует в сторону преобладающей нравственности основных средств массовой информации»

«Трудности, проблемы — гарантия возможности эффективных решений, открытий»

«Высшая степень крутизны — не юношеское или великовозрастное позёрство, бахвальство, а ум, знания, доброжелательность и другие личностные и профессиональные достоинства»

«Большую часть ума занимает способность соблюдать нормы морали, взаимоотношений, взаимодействия. Нет такой способности — и ума почти нет»

«Даже классные специалисты, учёные получают минимум от возможного при несоблюдении элементарных правил взаимодействия»



Пробные действия

Главная их роль заключается в проверке получаемых знаний и информации, по каждому пункту «технологической цепочки» предстоящего дела, на достоверность и соответствие собственным первичным оценкам, восприятию. Они позволяют: обрести основы опыта, умения, внести необходимые коррективы в свои намерения и действия, минимизировать возможные риски.



Тренировки

Способствуют развитию профессиональных и личностных характеристик до соответствующего определённым требованиям качественного уровня.

 

Практика

Формирует новые привычки, потребности, приоритеты, обогащает опыт, доводит до совершенства необходимые способности.

 

Ранее — особенно подробно в рубрике, посвящённой тому, как выработать в себе качества, необходимые для достижения успеха, — мы уже уделили внимание некоторым из возможных вариантов решения задач, достойных на полном основании быть причисленными к разряду наиболее сложных. Теперь, в дополнение к уже отмеченным, давайте рассмотрим или же вспомним ещё несколько нюансов, имеющих отношение к вопросу формирования потенциала новых возможностей.

Мы так устроены, что, когда смотрим, к примеру, на атлета, легко упражняющегося с тяжёлыми гирями, нам начинает казаться, будто и мы столь же легко и непринуждённо способны делать то же самое.

Ещё проще могут представляться обязанности различных (в том числе и наших непосредственных) руководителей. Ведь от нашего внимания обычно скрыта большая часть информации, условий, принятых решений и смысла их действий.

Так, один известный философ средневековья (как, по сути, исходя из немалого числа оценок, выводов, поступков, зачастую считают и многие из нас) полагал, что того чего мы не видим — не существует. В действительности же, для существования всего что есть на белом свете, совсем не обязательно чтобы мы на это смотрели.

И в тех случаях, когда мы наблюдаем за действиями атлетов или оцениваем решения какого-либо специалиста, полезно иметь в виду — для понимания происходящего следует в этих действиях, процессах, сделав хотя бы один или несколько начальных приёмов, себя испытать; а чтобы суметь — не обойтись без учёбы и тренировок. Иначе, самое малое, — неожиданный конфуз и слегка подмоченная репутация нам почти гарантированы.

«На начальника глядишь, то ж мне верховодит — ничего не делает, лишь руками водит»

«Тому, кто от усталости или бокалов звона не в состояньи уж свои дела рядить, обычно кажется, что он теперь лишь может — по крупному руководить»

«Ни одно изобретение не может сразу стать совершенным»  — Цицерон

За прошедшие после рождения вышеприведённой фразы великого трибуна и мыслителя две тысячи лет многое значительно усложнилось. Но общие подходы к решению подобных задач конечно же остались прежними. И в её дополнение и развитие сегодня также можно отметить, что ни один одарённый, талантливый и даже гениальный человек не способен выработать идеальный план действий, гарантирующий успех. В любом случае необходима проверка на практике.

Кроме того, план намеченный вчера, учитывающий все условия и нюансы, может потребовать некоторых коррективов уже сегодня. Потому что и за такой непродолжительный период времени один — два каких-нибудь фрагмента в общей цепочке составляющих задачи — имели шанс слегка измениться и повлечь вслед за этим необходимость использования несколько иных решений. И в каждом случае помочь не наделать серьёзных ошибок, отработать наиболее точный курс движения к намеченному, обрести необходимые профессиональные навыки способны только реалистичность, достоверные знания, пробные действия, тренировки, труд.

Одних целей можно достичь, приложив усилия лишь в нескольких направлениях. Для того же чтобы добиться других, в том числе и таких, к примеру, как успех в предпринимательстве (особенно связанном с инновациями), — привлекательность и значимость которого будет год за годом нарастать — потребуется соответствие значительному числу условий, требований, развитие и использование большинства полезных качеств и способностей, отмеченных в этой книге.

Полезно (хотя бы совсем немного времени) попрактиковаться в роли рядовых исполнителей на некоторых дающих наиболее полное представление об основных характеристиках дела технологических операциях, видах деятельности, должностях.

Определённый объём несложных действий (с чего обычно и начинается наше продвижение к намеченным целям), набрав какой-то количественный потенциал, — ступенчато, обычно незаметно для нас самих, будет переводить нас на новый и новый более высокий и совершенный качественный уровень, позволяющий справляться со всё более и более сложными задачами.

Подобное развитие событий подтверждается и философским законом перехода количества в качество:

«Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет»

Не стоит недооценивать никакого представляющегося на первый взгляд довольно заурядным занятия, направления. Потому что почти любое простейшее знание, умение, изделие, дело, доведённое до высших степеней качества, совершенства, обретает соответствующего уровня сложность и ценность.

Но, наряду с владением знаниями, относящимися к формированию потенциала новых способностей и возможностей, важно иметь представление и о том, что никак или почти никоим образом не влияет на этот процесс и не приносит какой-либо мало-мальски значимой пользы.

Нам, к примеру, как уже отмечалось ранее, нравится предаваться развлечениям, удовольствиям разного рода, проводить время в приятных беседах с друзьями, близкими. Но, по сути, развлечения, удовольствия и беседы нас совершенно ничему не учат и фактически просто останавливают наше развитие, совершенствование. Без подобного времяпрепровождения конечно же не обойтись. Нам жизненно важны общение с родными и друзьями, отдых, расслабления в промежутках между занятиями, работой. Но при всём этом надо, соблюдая меру, чётко себе представлять — для знаний, умения и самое главное опыта практически всё это время становится безвозвратно потерянным.

«Человек, пока наслаждается, ни над чем не может задуматься. Чем сильней и продолжительней наслаждение, тем вернее оно гасит свет разума»  — Цицерон

«Когда ты даже не участник, а лишь рядом с развлечением — какое уж тут обучение»

К этому можно добавить и то, что не только увлечённость, но и само нахождение в среде лёгкой доступности удовольствий, развлечений, удовлетворения потребностей в азартных играх — ограничивает перспективы, снижает профессиональные и творческие возможности.

А потому, с учётом сказанного, наиболее перспективным и плодотворным для каждого из нас мог бы стать такой вытекающий из известной русской пословицы жизненный принцип:

«Делу — время; потехе, развлечениям, удовольствиям — час»

Кроме того, весьма полезно знать ещё одну способную помочь избежать развития в будущем далеко не лучших жизненных потребностей закономерность:

«Делу — время, бесполезным занятиям — час. Потому что иной подход фактически делает тех, кто его выбрал, инвалидами первой группы. Ведь без телевизора, компьютера, телефона — они как без рук»

О возможных не лучших последствиях от избытка подобных увлечений в несколько ином смысле предупреждал и гениальный Альберт Эйнштейн:

«Я боюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. И мир получит поколение идиотов»

И напротив — по сравнению с излишней увлечённостью занятиями, направленными на удовлетворение изложенных в предыдущем пункте потребностей, — решение задач, преодоление препятствий, трудностей на пути к значимым целям обогащают наши знания, опыт. Встречи же со сложностями, о способах преодоления которых невозможно найти никакой информации, — наш шанс открыть что-то новое. Поэтому полезнее не избегать таких «проблем», а целенаправленно искать их.

«Упражнения рождают мастерство»  — Тацит

«Учёба и действия, направленные на достижение цели, — причём действия и удачные, и ошибочные — рождают знания и опыт, понимание и мастерство, оптимизм и благополучие, избавляют от страхов, неуверенности и уныния»

10:55
1048
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!