КАК ВЫРАБОТАТЬ В СЕБЕ КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
«Весёлое выражение лица
постепенно отражается
и на внутреннем мире»— Иммануил Кант
Согласно теории Чарлза Дарвина — виды, не умеющие соответствовать и приспосабливаться к меняющимся условиям, обречены на вымирание.
Касаемо же человека — естественный отбор является очень важной, но только частью отбора на успешность.
Большинством качеств, необходимых для решения самых разных задач, то есть для того чтобы выдержать такой отбор и быть способными к достижению успеха, все мы наделены от природы.
Но каждому из нас важно не растерять то, чем мы, усвоив азы воспитания и ещё не предприняв каких-либо шагов в сомнительных направлениях, располагаем — честь, достоинство, стыд, совесть. Потому что при переходе через некую черту — обычно либо очень сложно, либо невозможно будет эти характеристики вернуть, восстановить. Без них же почти недоступными станут: пунктуальность, аккуратность, ответственность, высокое качество исполнения личных обязанностей, обязательств и многое другое.
Однако, наряду с бережным отношением и сохранением того, что уже является нашим достоянием, — обязательно (в связи с постоянно меняющимися условиями) будет возникать необходимость усиления то одного, то другого из имеющихся качеств, а также формирования новых. Ведь с каждой обретённой полезной способностью наши шансы на успех возрастают.
Так в чём же основные различия между теми, кто выдерживает такой естественный отбор, и теми, кто ему не соответствует, — то есть между людьми успешными и не очень удачливыми?
А заключаются они главным образом в разных уровнях эффективности их действий, напрямую зависящих: от опыта, способности или неспособности достаточно точно оценивать существующие реалии и происходящие в них изменения; от умения приспосабливаться к складывающимся требованиям и обстоятельствам, совершенствовать и проявлять свои личностные (в том числе и волевые) качества.
Способности же эти могут сформироваться лишь при наличии: самокритичности, чувства ответственности, стремления постоянно учиться; готовности и умения выявлять и достоинства, и недостатки в выполняемых действиях, контролировать характер своего поведения относительно основных принципов морали, гармоничных взаимоотношений, взаимодействия, главной составляющей которых является недопущение поступков, способных вызвать обоснованные негативные реакции, претензии окружающих, конфликтные ситуации.
И всему этому, несомненно, стоит уделять самое пристальное внимание. Потому что результаты такой внутренней работы — работы с самим собой — в большинстве случаев обеспечивают примерно около трех четвертей эффективности наших действий, наших шансов на успех. Ведь:
«Личностные качества каждого из нас являются началами, истоками характера наших будущих мыслей и действий»
Как бы ни осознавалось это странным, но для всех нас намного больше сложностей представляют не постижение наук и обретение разнообразных профессиональных навыков — а кажущиеся на первый взгляд доступными каждому: выявление истинных достоинств, признание, может быть, всего лишь одного — двух даже слабовыраженных недостатков собственного характера и проявление способностей корректировать, совершенствовать эти качества.
Причиной данного феномена является то обстоятельство, что изменение каких-либо фактически сидящих в наших генах характеристик в лучшую сторону (в худшую ни ума, ни проявления достойных уважения качеств не требуется) — относится к личной эволюции каждого человека и становится возможным лишь в случае коррекции или даже слома некоторых сложившихся взглядов, стереотипов поведения, ставшего привычным образа жизни.
А потому, для решения таких задач, необходимы конечно же потребность, желание стать сильнее, совершеннее и определённого рода усилия, должных представлений о которых — из-за недостатка соответствующих знаний и личного опыта их использования — большинство из нас не имеет.
Этот вопрос мы и попробуем здесь рассмотреть и немного прояснить.
Как очень многие задачи, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, — кажущиеся нам на первых порах чрезмерно мудрёными и практически не имеющими никаких вариантов для решения — если уделить им необходимое внимание, начинают удивлять своей незамысловатостью, так и рассматриваемый в этой главе вопрос, по сути, — при следовании соответствующей ему «технологии» — совсем не сложен и способен к тому же доставить немалое удовольствие занимающимся им не только полученными результатами, но и самим процессом продвижения к ним.
А из каких основных слагаемых состоит «технологическая цепочка», позволяющая вырабатывать требуемые для достижения успеха качества?
Их всего лишь три группы:
1) желание, потребность изменить, усилить свои качества, способности, возможности и обрести новые;
2) обладание характеристиками, открывающими возможности для обретения способностей выявлять собственные качества: а) которые следует усилить, усовершенствовать и б) кои ещё не развиты, не сформированы, но в которых имеется несомненная польза, необходимость;
3) знание эффективных приёмов — способствующих развитию и формированию определённых качеств — и выполнение достаточных по количеству и времени тренировок.
1. Важность первой группы обязательных слагаемых — необходимых для обретения способностей корректировать свои личные качества в сторону усиления, улучшения, включающей в себя желание и потребность развиваться, совершенствоваться — должна быть понятна каждому из нас. Ведь без этих качеств обычно не обходится ни одно наше действие, направленное на решение непростых задач. И научиться чему-либо, как уже отмечалось ранее, может только тот, кто хочет научиться.
К тому же мы с вами уже определили, что желание — это первая ступенька на пути к любой цели. Но добьёмся мы задуманного или нет в значительной мере изначально зависит от того, какого рода желания мы испытываем. А они, почти во всех направлениях, способных сформироваться в нашем сознании, могут быть разными — от беспечно-мечтательных и потребительско-развлекательных, построенных на ожидании счастливых случайностей, чудес или безвозмездной помощи со стороны, до основанных на понимании, что для их исполнения необходимо и потрудиться, и, вероятнее всего, чем-то пожертвовать.
В рассматриваемом нами вопросе следует особо отметить тот факт, что желание развиваться, совершенствоваться можно целиком отнести к самому достойному, продуктивному, независимому от случайностей типу желаний, связанных с достигнутым пониманием необходимости и полезности изменения некоторых своих качеств — в том числе и посредством отказа, в какой-то степени, от сложившихся взглядов, стереотипов, приоритетов, устоев — и готовностью приложения для этого определённых усилий.
Перейдя к следующей слагаемой, отнесённой нами к этой группе, и изучив основные побудительные мотивы, формирующие потребность к совершенствованию, можно сделать такой вывод — для того чтобы её ощутить, обрести, необходимо обладать соответствующими качествами. Ведь, к примеру, тем, кто считает: «Я всё знаю» или одержим «комплексом полноценности», наверное, нет никакой надобности в потребности меняться, совершенствоваться. К чему это приведёт несложно просчитать — к знаниям на достаточно примитивном уровне, которые не позволят превысить такой же уровень в опыте, в умении, в некоторых других способностях, а значит — к недостаточно точным оценкам, выводам, решениям и действиям со всеми вытекающими из этого нежелательными последствиями.
2. Ко второй группе слагаемых относятся характеристики, влияющие на наши способности: выявлять собственные качества, которые можно усилить, усовершенствовать, и определять те, что ещё не развиты, не сформированы, но в которых имеется несомненная польза и необходимость.
В число таких характеристик входят в первую очередь самокритичность, самоконтроль, чувство меры, стыд, совесть, стремление к гармоничным взаимоотношениям с окружающими, ответственность, опыт, понимание, реалистичность самооценок.
Без перечисленных качеств невозможны достаточно точные сравнения, сопоставления, оценки сути происходящих событий, правильности или ошибочности собственных и чьих-либо действий, поступков; определение своего истинного места в соответствующей каждому вопросу «системе координат» и того положения, к которому следовало бы стремиться.
О важности этих качеств уже многое было сказано выше. Им и в дальнейшем ещё будет уделено внимание. Здесь же мы остановимся лишь на одном примере.
Так, понимание соответствия или несоответствия чьих-то поступков, как, впрочем, и наших собственных, правилам и принципам гармоничных взаимоотношений — соблюдение которых, наряду с взаимной удовлетворённостью, приносит и наивысшую выгоду — приходит только через опыт собственных ощущений и ответных реакций на действия в отношении нас самих других людей.
Ведь если чьи-то действия, о которых мы слышали или даже сами наблюдали, нас непосредственно не затрагивали, мы оцениваем их (по самым различным соображениям, зависящим от предположений, предпочтений, сиюминутных интересов) как угодно — от безоговорочной поддержки до полного неприятия. В то время как реалистичные выводы всегда имеют достаточно ограниченные рамки.
Именно по этой причине о том, достойно или недостойно, правильно или неправильно кто-то повёл себя в отношении кого-то, может быть много различных мнений. У тех же, кого такое поведение в аналогичной ситуации коснулось непосредственно, — оценки обычно довольно близки или полностью совпадают.
Всё это важно знать ещё и потому, что окружающие нас люди, в свою очередь, на любые поступки с нашей стороны будут реагировать примерно так же и чувствовать почти то же, что и мы при схожих обстоятельствах.
А как оценивали роль самопознания, самосовершенствования, что рекомендовали для продвижения в нужном направлении величайшие умы человечества?
«Повелевать собою — величайшая власть» — Сенека-младший
«Тот, кто знает людей, — благоразумен. Знающий себя — просвещён. Побеждающий людей — силён. Побеждающий самого себя — могуществен» — Лао-Цзы (6-й век д.н.э.)
«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим» — Конфуций
«Идеал в тебе самом. Препятствия к его достижению — в тебе же. Твоё положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал» — Томас Карлейль
«Сознание своего несовершенства приближает к совершенству» — Иоганн Гёте
«Пусть каждый познаёт свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки» — Цицерон
Но, как заметил в своё время английский философ Фрэнсис Бэкон:
«Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать»
Эту непростую задачу способны сделать несложной и решить составляющие, отнесённые нами к следующей группе.
3. К третьей группе слагаемых, необходимых для изменения, корректирования своих личностных характеристик в сторону усиления, улучшения, формирования новых, относятся — знание эффективных приёмов, обеспечивающих развитие определённых качеств, и выполнение достаточных по количеству и времени тренировок.
Здесь следует заметить, что две первые группы слагаемых практически не зависят ни от случайностей, ни от удачного стечения обстоятельств, ни от чьей-либо помощи. Они формируются лишь благодаря необходимым для этого личным качествам и целенаправленной внутренней работе, работе с самим собой.
Слагаемые же, условно отнесённые нами к третьей группе, с помощью которых и создаются наши новые способности и возможности, — могут обретаться и выполняться как исключительно на основе собственных знаний, опыта, труда, умения и сделанных из них выводов (что в любом случае будет главной составляющей процесса продвижения к намеченному качеству), так и, в определённой степени, с помощью квалифицированных наставников.
Приёмов, которые можно использовать для развития тех или иных личностных характеристик, много. И, если хорошо подумать, внимательно послушать, поискать, — каждый, без особых затруднений, имеет шанс найти себе подходящий для соответствующего случая вариант. Некоторые предложения такого рода уже получили своё отражение и на страницах этой книги, другие будут отмечены позже.
В настоящей же рубрике мы попробуем разобраться в сути ещё нескольких, из числа наиболее важных, относящихся к рассматриваемой теме вопросов и найти способные быть полезными ответы на них.
Так, перспективы приложения серьёзных усилий в учёбе и труде (особенно необходимых в начале любого дела для обретения знаний, опыта и профессионализма) — как правило, мало кого вдохновляют. Помните шутку, что (по результатам опросов) удовольствие от работы испытывают лишь 2% респондентов — и это такие женщины, которым постоянно мешает работать полиция.
Не слишком благосклонное отношение к труду отмечено и в версии Андрея Кнышева о весьма любопытном варианте того, что могло стать главным толчком для нашего эволюционного развития:
«Только когда первая обезьяна на заре цивилизации взяла в руки палку, остальные начали трудиться»
Это шутки, содержащие обычно лишь долю правды, но по сути: все дела, которыми мы занимаемся, можно условно разделить на два вида — дела, которыми мы увлечены, которые нам нравятся и дела, которыми мы, по тем или иным причинам, вынуждены заниматься, к примеру, оказавшись в каком-то сложном или почти безвыходном положении либо потому, что необходимо как-то зарабатывать себе на жизнь.
Конечно же занятие вызывающим интерес или любимым делом намного предпочтительнее. Однако, к сожалению, большинство, в связи с различными обстоятельствами, чаще сталкивается со вторым вариантом.
Но, к счастью, имеются способы изменения подобного положения вещей. Потому что почти любое дело, которое мы по собственному восприятию могли бы отнести ко второму из отмеченных двух видов — определёнными способами и усилиями можно перевести в первый, сделав его значительно более привлекательным и лёгким.
Следует также заметить, что вне зависимости от того, нравится нам то, чем мы занимаемся, или ещё нет, — достижение высоких результатов складывается из общих для обоих видов составляющих. И преимущество тех, кто чем-то увлечён, главным образом отражается лишь на концентрации внимания и количестве уделяемого делу труда и времени. Если же эти и стартовые показатели близки — и результаты, вероятнее всего, будут сопоставимыми.
Помимо такого разделения, все дела могут быть рассмотрены и под другим углом зрения — обязательны ли для достижения в них успеха какие-то особенные, специфические природные данные, талант или не обязательны и требуемые для этого качества могут быть развиты почти каждым нормальным человеком.
Вот как лаконично высказался в этом плане древнеримский писатель, оратор и политический деятель Марк Тулий Цицерон:
«Поэтами рождаются, ораторами становятся»
Если же немного расширить эту мысль, можно констатировать, что:
«Художниками, поэтами, композиторами рождаются. А вот ораторами, учёными, чемпионами (то есть специалистами во множестве областей, профессионалами, победителями) и, что очень важно, просто хорошими людьми — становятся»
«Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы» — Демокрит
А теперь давайте перейдём к обозначению и рассмотрению некоторых эффективных приёмов, которые, по характеру обретаемых благодаря им качеств, разделим на два типа.
1) Через учёбу, действия, труд — к формированию соответствующих им привычек и потребностей.
«По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки» — Конфуций
«Воспитание есть усвоение хороших привычек» — Платон
«Привычка становится природным свойством» — Аристотель
«Необходимость учит переносить всё мужественно, а привычка — легко» — Сенека-младший
Из опыта также можно заметить, что:
«Любые занятия, дела, даже если вначале они воспринимались как нежелательные, постепенно входят в привычку и начинают вызывать удовлетворение, интерес, потребность»
«Задайтесь целью ежедневно делать то, что не по душе. Это золотое правило поможет вам выполнять свой долг без отвращения» — Марк Твен
«Тот, кто долго учится, начинает всё больше испытывать потребность в знаниях, обучении; у того, кто активно трудится, — формируется потребность к труду, действиям»
«Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и лёгким» — Пифагор
2) Через действия, тренировки — к формированию соответствующих их характеру качеств, психологии, умонастроений, нравов, приоритетов, ценностей.
«Нужно быть упорным и умножать силы усердными занятиями, пока добрая воля не превратится в добрые нравы» — Сенека-младший
«Наш характер есть результат нашего поведения» — Аристотель
«Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю» — Сократ
«Любое занятие, дело постепенно формирует в нас присущие ему приоритеты, ценности и развивает качества, соответствующие характеру используемых приёмов, способов решения задач»
«Мы делаем дело, а дело — нас»
В том числе и по этим причинам, как уже говорилось ранее, лучше не поддаваться разного рода искушениям, в которых обычно не бывает недостатка, и не допускать для себя самой возможности поступков и занятий, вызывающих на первых порах стеснение, стыд, но очень быстро входящих в привычку и наносящих многим нашим качествам серьёзный ущерб.
«Обычно лишь поддался — тут же понял: «Искус того не стоил». Но следом, поначалу невелички, дурные порождаются потребности и вредные привычки»
И напротив — достойные дела, формы их исполнения, достижения намеченных целей постепенно, шаг за шагом, наделяют нас всё более ценными качествами и способностями, открывают перед нами новые и новые горизонты, вызывают уважение, признательность и расположение окружающих.
Теперь же, уделив необходимое внимание общим определениям, остановимся на нескольких конкретных примерах способов развития некоторых наиболее важных наших качеств, формирования полезного психологического настроя, восприятия происходящего с нами и вокруг нас.
● Для того, чтобы выработать в себе необходимые волевые качества, следует определить какую-то цель и приложить все свои силы для её достижения — учиться, практиковаться, настойчиво преодолевать препятствие за препятствием, задачу за задачей. При любом раскладе — в том числе и в случае, когда выбранное дело оказывается мало прибыльным или даже демонстрирующим все признаки тупикового — проявляя выдержку и упорство, продолжать прилагать усилия и искать способы получения намеченного результата, к примеру, в течение года — двух.
Тот кто даже однократно проявит себя подобным образом — обязательно обретёт опыт и такие ценнейшие для продвижения к успеху качества, как терпение, настойчивость, целеустремлённость, которые впоследствии обязательно помогут ему добиваться намеченного почти в любом деле.
Тот же кто не наработает подобного опыта, вероятнее всего, навсегда останется в плену многочисленных иллюзий, несбывшихся идей, ожиданий.
● Во многих делах очень высоко ценится энтузиазм, представляющий собой душевный подъём, сильную увлечённость чем-либо. Энтузиазм — одно из самых высокооплачиваемых качеств. Он включает в себя несколько ценнейших составляющих — таких, как интерес к выбранному делу, настойчивость, высокая трудоспособность, старательность, ответственность, умение концентрировать усилия и влиять на людей, заражая их своей уверенностью, убеждённостью, искренностью и оптимизмом. Яркими примерами профессионального владения подобными качествами могут служить — мастера сцены, лидеры спортивных команд, ведущие учёные и специалисты, первооткрыватели.
Энтузиазм тоже можно достаточно легко натренировать. Первые и вполне ощутимые результаты обнаруживаются, когда при занятии каким-либо делом хотя бы несколько раз были проявлены отмеченные в предыдущем абзаце качества.
И как только мы сможем выработать в себе энтузиазм — он постоянно будет с нами.
● Первостепенную роль в различных компонентах нашей жизни, в том числе и в обретении необходимых для исполнения задуманного качеств, играют наши умонастроения. И, наверное, лучшими нашими спутниками и помощниками почти во всех направлениях могут стать позитивный настрой и интерес к деятельности, через которую пролегает путь к поставленным целям.
Учитывая ценность, которую представляют эти качества, давайте попробуем найти подходы для их развития.
Сначала рассмотрим следующий знакомый каждому пример. Большинство из нас не испытывают никакого интереса к работе по дому, хозяйству. Наверное, поэтому не только от детей, но и от достаточно взрослых людей можно услышать уловки типа: «Я не умею! Меня мама не заставляла ничего такого делать!»
А имеются ли какие-то варианты для того, чтобы избавиться от сформированного у многих ещё с юности представления о нежелательности и даже некоторой унизительности подобного времяпрепровождения?
В первую очередь этому может способствовать не поиск минусов, а определение того, какую пользу для себя можно из таких занятий извлечь. К положительным моментам в данном случае можно, несомненно, отнести — движение, каждодневные нагрузки, необходимые для поддержания нашего здоровья на хорошем уровне, достижение гармонии в семейных взаимоотношениях через выполнение своей доли общих обязанностей. Только по приведённым, а имеются и другие плюсы от участия в домашних хлопотах, можно понять, что этому стоит уделять и время, и внимание. А за таким пониманием обязательно придут и интерес, и позитивный настрой на изначально воспринимаемое как своего рода обуза дело. После чего, возможно, впору будет занимать очередь на мытьё посуды или уборку помещений в своей квартире.
«Желание, интерес ведут к действиям, действия — к результатам, формируя одновременно соответствующие их характеру ценности, желания, интересы, новые качества и способности»
«Не бывает общеполезного труда, унижающего человеческое достоинство. Напротив, его унижают бездеятельность и стремление переложить свою долю обязанностей на чужие плечи»
Для формирования позитивного настроя на обретение знаний, на выполнение необходимых действий может быть успешно использовано такое наше природное качество, как состязательность. И если удастся представить своё занятие в виде некоего соревнования, то любые дела, задачи — в том числе и достаточно сложные, требующие серьёзных усилий и профессиональных навыков — станут восприниматься как увлекательные викторины, спортивные занятия, игры, хобби, вызывающие потребность, азарт, интерес к действиям.
Ведь большинство из нас не избегает, а стремится и испытывает удовольствие от физических и умственных нагрузок, играя, к примеру, в футбол, волейбол, теннис, шахматы, поднимая гири, штанги, разгадывая кроссворды. При этом никому не приходит в голову схитрить и склонить под каким-то предлогом другого человека поднять за себя гирю или пробить по воротам, после чего удачные попытки приписать себе, а неудачные засчитать непосредственному исполнителю — подобие чего мы часто наблюдаем в бизнесе. Кроме того, помимо испытываемого во время занятий спортом удовлетворения, мы совершенно спокойно воспринимаем свои не вполне верные действия и не делаем из них трагедии даже тогда, когда, например, боксируя, пропускаем удар.
Поэтому ответ на вопрос: «Можем ли мы сами формировать свои умонастроения, побуждать себя на позитивный настрой в деле, которым занимаемся, на восприятие ошибок как необходимых составляющих нашего пути к поставленной цели?» — конечно же: «Да».
И тому есть ещё один весьма убедительный пример. Именно таким образом воспринимал то, чем он занимался, один из величайших учёных — Альберт Энштейн:
«Наука — это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие»
В этой мысли гениального физика, помимо позитивного настроя на своё дело, отношения к нему как к спортивному состязанию, отмечено ещё одно возможное для каждого человека важное приобретение — удовольствие от своей работы.
Заметим ещё раз — и учёбу, и любое дело, используя определённые приёмы, можно представить как какое-нибудь спортивное или интеллектуальное состязание, в которых мы испытываем природную потребность. А вскоре, после того, как удастся проникнуться подобным настроем, останется лишь насладиться результатами своей деятельности и получаемым от неё удовольствием.
«Самое полезное и приятное удовольствие, достойное всяческих похвал и уважения окружающих, — это удовольствие от решения очередной непростой задачи, покорения, благодаря собственным знаниям, умению и усилиям, всё новых и новых «вершин»
«Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь» — Антон Павлович Чехов
«Мыслящая голова никогда не скучает» — Пьер Буаст
«Понимание рождают знания, опыт, здравомыслие»
«Хорошая учёба развивает качества и способности решать непростые задачи»
«Непрерывное обучение открывает возможности для лучших решений, передовых достижений»
«Первопричина проявления волевых качеств, ответственности — соответствующий психологический настрой человека»
«Первопричина психологического настроя на проявление волевых качеств, ответственности — понимание важности, полезности их проявления для решения поставленных задач»
«Чем больше ты узнаешь и поймёшь, тем богаче, значимее будет твоя жизнь»
● Как отмечалось выше, немало тех, кто, избегая нагрузок в учёбе, труде, не лишён зависти к чьим-то достижениям и, не испытывая какого-либо стеснения и неудобств, считает себя вправе постоянно претендовать на свою долю в кем-то созданных ценностях. Нормальные же добропорядочные люди, те кто своим трудом и умением обеспечивали их создание, в подобных ситуациях переживают, чувствуют какую-то неловкость. И происходит это главным образом по причине отсутствия достаточно чёткого представления о том, как следует себя в таких случаях вести, как на это «давление» реагировать.
В качестве одной из весьма действенных мер для понимания, спокойного восприятия и формирования собственной психологической защиты от подобных проявлений — можно, к примеру, использовать следующее четверостишие (основанное отчасти на идее востоковеда Алима Гафурова). Повторяя его про себя (при возникновении соответствующей необходимости), особенно последней фразой, — легко парировать все претензии снедаемых одновременно аллергией на чужой успех и желанием как-то припасть к нему, попользоваться его плодами:
«На результаты моих знаний и трудов
Никто не вправе предъявлять счетов,
А потому я слышу вместо бранных слов
Лишь: «Так держать» и «Будь здоров»
● И в дополнение к отмеченным приведём ещё несколько примеров, способных повлиять на формирование полезной направленности нашего восприятия происходящего.
«Груз становится лёгким, когда несёшь его с покорностью» — Овидий
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» — Бенедикт Спиноза (1632 — 1677)
«Лучшее украшение жизни — хорошее настроение» — Алексей Батиевский (р. 1921)
«Самый лучший способ подбодрить себя — это подбодрить кого-нибудь» — Марк Твен
«В грозы, в бури, в житейскую стынь,
При тяжёлых утратах и когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство» — Сергей Есенин (1895 —1925)
«В счастье радость, а в радости счастье» — русское изречение
«Сущность счастливой жизни я целиком усматриваю в силе духа» — Цицерон
«Тому, что результаты большинства невелики, — виной, по сути, лишь такой настрой:
— Хочешь уметь решать задачи, достичь успеха?
— Хочу!
— Не трать впустую время, постоянно учись, тренируйся, совершенствуйся, набирайся опыта!
— Не хочу!»
«Не жди, не требуй от других исполнения своих желаний — и ты обретёшь своё счастье»
«Благодарность — один из главных признаков ума»
«Благодарность — свидетельство разумности»
«Благодарность — признак разумности»
«Благодарность — спутница счастья. Благодарны же мы всего более за благодарность, доброжелательность, предоставленные возможности, понимание, дружбу, любовь»
«Романтизм — одно из лучших качеств, возвышающих, украшающих человека и его жизнь»
«Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом» — Пифагор
«Если хочешь быть счастливым — будь им» — Козьма Прутков
Если мы будем думать и вести себя жизнерадостно — мы обязательно почувствуем себя жизнерадостными! Даже тогда, когда что-то складывается не так, как нам хочется, стоит лишь порадоваться чему-то хорошему, чем мы располагаем, — и всё начнёт раскрываться перед нами в ином, значительно более привлекательном свете, заиграет другими красками и мелодиями. Потому что понятия «хорошо» или «плохо» зависят исключительно от нашего восприятия того, что с нами и вокруг нас происходит.
Около двух тысяч лет назад подобную особенность мироощущений человека римский император и философ Марк Аврелий очень точно и лаконично отразил в следующей своей мысли:
«Наша жизнь — это то, что мы думаем о ней»
Итак, даже качества, «сидящие» в наших генах, могут развиваться и совершенствоваться соответствующими действиями, приёмами. Знания же и убеждённость в этом (лучше всего если они основаны на собственном опыте) способны служить нам очень хорошим подспорьем.
А теперь, подытоживая, обозначим некий общий смысл предложений к рассмотренному в данной главе вопросу в виде следующей универсальной формулы:
«Для обретения, совершенствования почти любого личностного качества, способности обычно достаточно лишь некоторого количества несложных тренировок»
И наиболее важными для успеха знаниями, полезными жизненными ориентирами, принципами, простыми и эффективными методами выбора и развития ценных качеств и способностей — являются пословицы, фразы, определения, формулы, включённые в данный учебник, взятые в кавычки.