КТО ЕСТЬ КТО

 

«Друг познаётся в беде,
герой — в битве,
честный — в уплате долга,
жена — в бедности,
родственники — в невзгодах»

— древнеиндийское изречение

 

«Что в чём-то на душе у человека точно не узнаешь, пока его на этом ты не испытаешь»

«Люди настолько полны слабостей и недостатков, что могут легко прикидываться плащом добродетели: наглецы считают себя полными достоинства, болтуны — красноречивыми, грубияны — сильными личностями, хитрецы — искушёнными людьми, трусы — осмотрительными, льстецы — хорошо воспитанными, циники — прямодушными»  — Драган М. Еремич (1925 — 1986))

«Большинство судят о людях по их личинам, чем они кажутся, и лишь немногие бывают в состоянии отличить кажущееся от действительного»  — Николо Макиавелли

«Показная простота — это утончённое лицемерие»  — Франсуа Ларошфуко

«Защити меня, Боже, от фальшивых друзей, а от явных моих врагов я и сам сумею себя защитить»  — Александр Македонский (356 — 323 д.н.э.)

 

Вопросы: «Кто есть кто?» и «Что из себя представляет человек, с которым я собираюсь контактировать или вести какие-то дела?» очень важны потому, что без ответа на них можно потратить значительное количество времени, сил и многое, если не всё, потерять, допустив неосмотрительность в каком-нибудь вопросе. Например, понадеявшись на способности классного специалиста, когда тот им, в общем-то, и не является; или позволив кому-то, от излишнего к нему доверия, оказать себе услуг на сумму, превышающую предел собственной платёжеспособности, после чего однажды, как это обычно бывает, в самый неподходящий момент, столкнуться с неожиданным требованием немедленно рассчитаться по всем счетам.

А как определить, на кого можно рассчитывать?

По аналогии с уже рассмотренным нами — только по поступкам, делам, которые без всяких слов покажут и своё качество, и что явилось их первоисточником, первопричиной — добрые или не очень намерения, духовность, высокая нравственность, уважительность или корысть, эгоизм, готовность почти ничем себя не ограничивать ради удовлетворения собственных интересов?

И для того, чтобы почти каждый мог лучше с этим вопросом разобраться, есть, помимо отмеченных ранее, ещё несколько достаточно эффективных и полезных подсказок.

Среди них, для начала, особое внимание можно, к примеру, уделить оценке того, что в большей степени мы наблюдаем в поведении, чувствуем, понимаем по поступкам, отношению к нам со стороны определённого человека?

доброжелательность, безразличие или недоброжелательность?

высокую нравственность, духовность или равнодушие, пренебрежительность, безнравственность?

попытки обмануть, переиграть или честность, стремление соблюсти общие интересы?

потребительское отношение или проявления взаимности, выполнение своей доли обязанностей, ответственности, профессионального долга?

только личный интерес или бескорыстие, духовные близость, притяжение, заботу?

поможет этот человек в критической ситуации, ограничится словесной поддержкой или под каким-нибудь предлогом или вовсе, не стесняя себя никакими формальностями, предпочтёт ретироваться?

Далее можно также предложить и известные, наверное, каждому простейшие способы проверки характера поведения тех, с кем мы имеем контакты, если, к примеру, в соответствии с народной мудростью, дать им в долг либо понаблюдать, как их изменит власть даже на самом невысоком уровне.

Но с помощью единичных тестов, если ещё представится возможность их проведения, мы получим ответы лишь на небольшую часть вопросов.

Для того же чтобы наши представления были более полными, необходимы оценки и с других точек зрения, например:

в каких условиях находится человек — реальных или тепличных, тяжелы ли обязанности, ответственность, соответствуют ли доходы уровню квалификации и трудовому вкладу? То есть: за чей счёт он проявляет те или иные качества и какой опыт имеет — истинный или иллюзорный?

если кто-либо находится в тепличных условиях, очень о многом может сказать то, как он будет себя вести в реальных, естественных или даже при попытке поставить его в такие условия?

«Только в естественных, а не искусственных, тепличных условиях, по поступкам и действиям, основанным на личных способностях и выполненным за свой счёт, можно разобраться в достоинствах и недостатках любого человека»

«Кто есть кто — легко проверить не по словам, а по поведению в каком-нибудь походе на природу, в условиях ограниченности средств, по исполнению своей доли обязанностей, ответственности»

«Истинное содержимое многих, так же как и их прочность, обнаруживаются лишь в том случае, если их немножко «прижать»

«Иногда достаточно обругать человека, чтобы не быть им обманутым!»  — Козьма Прутков

«Пусть уж лучше пошипят иль отлаются, чем за пазухою с камнем улыбаются»

«Что у сдержанного, деликатного, трезвого на уме, то у выведенного из себя, уязвлённого, ощутившего отсутствие выгоды от общения, сотрудничества, рассчитывающего на безнаказанность, снисхождение, как и у пьяного, — на языке»

«Дела, поступки, чувства — зеркало души»

«Добрые качества, поступки — признаки доброго ума»

«Оценивая чьи-либо действия, следует обязательно разобраться — первичными они были или вторичными»

То есть мотивированы они чьими-то выпадами, недостойными, глупыми поступками, странностями или явились результатом собственных, никем не спровоцированных, вытекающих из склонностей конкретной личности инициатив.

Для примера, первым, — короткий анекдот:

Через год учёбы в Оксфорде, студента-шотландца навестили родители, и, помимо прочего, поинтересовались:

— А кто, сынок, твои соседи по комнате в общежитии?

— Ну, в общем-то, их двое. И оба явно ненормальные! Один — часто вскакивает среди ночи и орёт во всё горло! Другой — бьётся головой о стену! Вместе мне постоянно угрожают!

— Как же ты всё это выдерживаешь?

— А я не обращаю на них внимания — играю себе всю ночь на волынке.

«Некоторые бывают искренне возмущены, разочарованы теми, кто посмел выказать своё недовольство их попытками предъявить необоснованные претензии, залезть к ним в карман, вытереть о них ноги»

«Чтобы не растерять уважения, некоторым повзрослевшим детям полезно иногда сопоставлять сделанное для них родителями с тем, что хорошего для родителей удалось сделать им»

«Если в homo прокрался ген глупости — вряд ли он станет sapiens. И никакое воспитание не справится с его самовоспитанием»

«Если птица выглядит, плавает, крякает как утка — это утка. Если человек оценивает происходящее, ведёт себя в несложном как дурак — значит он дурак»

«Если ты думаешь что помогаешь дураку, объясняя ему что-то, — ошибаешься. Дураком он считает тебя, а твои объяснения — глупостями»

«То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека»  — Артур Шопенгауэр

Но в этом смысле можно наблюдать и такую закономерность — пока у человека ничего нет — ценят то, что есть в этом человеке; при появлении же у него, помимо личных достоинств, каких-либо материальных дополнений — система ценностей способна начать меняться, раздваиваться и смещаться в сторону материальных предпочтений.

«Немало тех, которыевсегда готовы предать принявших даже самоевесомое участие в ихсудьбах в обмен насобственные мелкие потребности»

Многие способны оставить своих близких без какой-либо поддержки, помощи в критических ситуациях, являющихся, к примеру, следствием тяжёлого недуга или старческой немощи.

«Никто не должен покидать своего ближнего, когда тот в беде. Каждый должен поддерживать ближнего, если хочет, чтобы ему самому помогли в несчастье»  — Мартин Лютер (1483 — 1546)

«Самое маленькое доброе дело лучше, чем величайшее доброе намерение»  — Жак Жозеф Дюге

«Много раз доводилось наблюдать, как с виду нормальные люди становились негодяями. А вот чтобы нехороший человек стал хорошим — только в кино»

«Как ни стараешься и ни хитришь, коль свойства скверные имеешь — обязательно проявишь, ведь их как шило ты в мешке не утаишь»

О том, как опасно слепо доверять пылким и эффектным заверениям, клятвам о любви и верности, нам уже давно поведал Уильям Шекспир в «Короле Лир».

Тот же, кто излишне забывчив и не считает нужным отвечать добром на добро, — вполне заслуживает, подобно случаю из анекдота, прочитать завещание своего родителя примерно такого содержания: «Находясь в здравом уме и твёрдой памяти я истратил все свои деньги ещё при жизни».

 

Для окружающих мы — сумма наших действий, поступков. То же самое, как правило, и окружающие для нас.

Даже красота внешности, манер — высоко оценивается лишь незнакомыми людьми, а также до и в самом начале знакомства. После чего довольно скоро становится совершенно обыденной, привычной, почти не заметной. В дальнейшем истинную ценность обретают качества, имеющие не меньше оснований быть отнесёнными к той же категории, — достоинство поступков, душевное тепло, доброжелательность, естественность, взаимность, действенная и, если случится, материальная, а не только моральная поддержка в сложных ситуациях.

 

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ

Есть такое свойство человеческой природы — в переходном возрасте, примерно с 10 до 18 лет (а многим из него так и не удаётся выйти всю жизнь), все уверены, что их родители, мягко говоря, не умные.

Однако, в один прекрасный день, на уроке нашей группы, преподаватель электротехники, очень деликатный, умный, с тонким чувством юмора человек, нам сказал: «Все вы сейчас думаете, что ваши родители глупые. Но вот увидите — скоро они начнут умнеть!»

И как сейчас помню, тогда (в мои 15-16 лет) у меня мелькнула лишь одна мысль: «А разве такое возможно?»

Но, запомнив урок, лет в 17 я начал замечать именно то, о чём говорил наш учитель. Кроме того, вскоре я понял, что в большом числе вопросов у родителей очень даже стоит многому поучиться.

А с годами, обретя опыт взаимоотношений, взаимодействия с немалым числом людей, специалистов (в том числе и самых высоких образовательных, научных, управленческих уровней), пришёл ещё и к выводу о большой пользе для каждого просто всегда знать:

«Что бы тебе ни грезилось, а самые умные, добродетельные и доброжелательные люди в твоей жизни — твои родители»,

а также, что:

«Главным признаком выхода каждого человека из переходного возраста в умственном, психическом развитии — является ощущение что его родители не глупые и что они ему дороги»

11:30
1065
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!