КТО ЕСТЬ КТО
«Друг познаётся в беде,
герой — в битве,
честный — в уплате долга,
жена — в бедности,
родственники — в невзгодах»— древнеиндийское изречение
«Что в чём-то на душе у человека точно не узнаешь, пока его на этом ты не испытаешь»
«Люди настолько полны слабостей и недостатков, что могут легко прикидываться плащом добродетели: наглецы считают себя полными достоинства, болтуны — красноречивыми, грубияны — сильными личностями, хитрецы — искушёнными людьми, трусы — осмотрительными, льстецы — хорошо воспитанными, циники — прямодушными» — Драган М. Еремич (1925 — 1986))
«Большинство судят о людях по их личинам, чем они кажутся, и лишь немногие бывают в состоянии отличить кажущееся от действительного» — Николо Макиавелли
«Показная простота — это утончённое лицемерие» — Франсуа Ларошфуко
«Защити меня, Боже, от фальшивых друзей, а от явных моих врагов я и сам сумею себя защитить» — Александр Македонский (356 — 323 д.н.э.)
Вопросы: «Кто есть кто?» и «Что из себя представляет человек, с которым я собираюсь контактировать или вести какие-то дела?» очень важны потому, что без ответа на них можно потратить значительное количество времени, сил и многое, если не всё, потерять, допустив неосмотрительность в каком-нибудь вопросе. Например, понадеявшись на способности классного специалиста, когда тот им, в общем-то, и не является; или позволив кому-то, от излишнего к нему доверия, оказать себе услуг на сумму, превышающую предел собственной платёжеспособности, после чего однажды, как это обычно бывает, в самый неподходящий момент, столкнуться с неожиданным требованием немедленно рассчитаться по всем счетам.
А как определить, на кого можно рассчитывать?
По аналогии с уже рассмотренным нами — только по поступкам, делам, которые без всяких слов покажут и своё качество, и что явилось их первоисточником, первопричиной — добрые или не очень намерения, духовность, высокая нравственность, уважительность или корысть, эгоизм, готовность почти ничем себя не ограничивать ради удовлетворения собственных интересов?
И для того, чтобы почти каждый мог лучше с этим вопросом разобраться, есть, помимо отмеченных ранее, ещё несколько достаточно эффективных и полезных подсказок.
Среди них, для начала, особое внимание можно, к примеру, уделить оценке того, что в большей степени мы наблюдаем в поведении, чувствуем, понимаем по поступкам, отношению к нам со стороны определённого человека?
◆ доброжелательность, безразличие или недоброжелательность?
◆ высокую нравственность, духовность или равнодушие, пренебрежительность, безнравственность?
◆ попытки обмануть, переиграть или честность, стремление соблюсти общие интересы?
◆ потребительское отношение или проявления взаимности, выполнение своей доли обязанностей, ответственности, профессионального долга?
◆ только личный интерес или бескорыстие, духовные близость, притяжение, заботу?
◆ поможет этот человек в критической ситуации, ограничится словесной поддержкой или под каким-нибудь предлогом или вовсе, не стесняя себя никакими формальностями, предпочтёт ретироваться?
Далее можно также предложить и известные, наверное, каждому простейшие способы проверки характера поведения тех, с кем мы имеем контакты, если, к примеру, в соответствии с народной мудростью, дать им в долг либо понаблюдать, как их изменит власть даже на самом невысоком уровне.
Но с помощью единичных тестов, если ещё представится возможность их проведения, мы получим ответы лишь на небольшую часть вопросов.
Для того же чтобы наши представления были более полными, необходимы оценки и с других точек зрения, например:
◆ в каких условиях находится человек — реальных или тепличных, тяжелы ли обязанности, ответственность, соответствуют ли доходы уровню квалификации и трудовому вкладу? То есть: за чей счёт он проявляет те или иные качества и какой опыт имеет — истинный или иллюзорный?
◆ если кто-либо находится в тепличных условиях, очень о многом может сказать то, как он будет себя вести в реальных, естественных или даже при попытке поставить его в такие условия?
«Только в естественных, а не искусственных, тепличных условиях, по поступкам и действиям, основанным на личных способностях и выполненным за свой счёт, можно разобраться в достоинствах и недостатках любого человека»
◆ «Кто есть кто — легко проверить не по словам, а по поведению в каком-нибудь походе на природу, в условиях ограниченности средств, по исполнению своей доли обязанностей, ответственности»
«Истинное содержимое многих, так же как и их прочность, обнаруживаются лишь в том случае, если их немножко «прижать»
«Иногда достаточно обругать человека, чтобы не быть им обманутым!» — Козьма Прутков
«Пусть уж лучше пошипят иль отлаются, чем за пазухою с камнем улыбаются»
«Что у сдержанного, деликатного, трезвого на уме, то у выведенного из себя, уязвлённого, ощутившего отсутствие выгоды от общения, сотрудничества, рассчитывающего на безнаказанность, снисхождение, как и у пьяного, — на языке»
«Дела, поступки, чувства — зеркало души»
«Добрые качества, поступки — признаки доброго ума»
◆ «Оценивая чьи-либо действия, следует обязательно разобраться — первичными они были или вторичными»
То есть мотивированы они чьими-то выпадами, недостойными, глупыми поступками, странностями или явились результатом собственных, никем не спровоцированных, вытекающих из склонностей конкретной личности инициатив.
Для примера, первым, — короткий анекдот:
Через год учёбы в Оксфорде, студента-шотландца навестили родители, и, помимо прочего, поинтересовались:
— А кто, сынок, твои соседи по комнате в общежитии?
— Ну, в общем-то, их двое. И оба явно ненормальные! Один — часто вскакивает среди ночи и орёт во всё горло! Другой — бьётся головой о стену! Вместе мне постоянно угрожают!
— Как же ты всё это выдерживаешь?
— А я не обращаю на них внимания — играю себе всю ночь на волынке.
«Некоторые бывают искренне возмущены, разочарованы теми, кто посмел выказать своё недовольство их попытками предъявить необоснованные претензии, залезть к ним в карман, вытереть о них ноги»
«Чтобы не растерять уважения, некоторым повзрослевшим детям полезно иногда сопоставлять сделанное для них родителями с тем, что хорошего для родителей удалось сделать им»
◆ «Если в homo прокрался ген глупости — вряд ли он станет sapiens. И никакое воспитание не справится с его самовоспитанием»
«Если птица выглядит, плавает, крякает как утка — это утка. Если человек оценивает происходящее, ведёт себя в несложном как дурак — значит он дурак»
«Если ты думаешь что помогаешь дураку, объясняя ему что-то, — ошибаешься. Дураком он считает тебя, а твои объяснения — глупостями»
◆ «То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека» — Артур Шопенгауэр
Но в этом смысле можно наблюдать и такую закономерность — пока у человека ничего нет — ценят то, что есть в этом человеке; при появлении же у него, помимо личных достоинств, каких-либо материальных дополнений — система ценностей способна начать меняться, раздваиваться и смещаться в сторону материальных предпочтений.
◆ «Немало тех, которыевсегда готовы предать принявших даже самоевесомое участие в ихсудьбах в обмен насобственные мелкие потребности»
Многие способны оставить своих близких без какой-либо поддержки, помощи в критических ситуациях, являющихся, к примеру, следствием тяжёлого недуга или старческой немощи.
«Никто не должен покидать своего ближнего, когда тот в беде. Каждый должен поддерживать ближнего, если хочет, чтобы ему самому помогли в несчастье» — Мартин Лютер (1483 — 1546)
«Самое маленькое доброе дело лучше, чем величайшее доброе намерение» — Жак Жозеф Дюге
«Много раз доводилось наблюдать, как с виду нормальные люди становились негодяями. А вот чтобы нехороший человек стал хорошим — только в кино»
◆ «Как ни стараешься и ни хитришь, коль свойства скверные имеешь — обязательно проявишь, ведь их как шило ты в мешке не утаишь»
◆ О том, как опасно слепо доверять пылким и эффектным заверениям, клятвам о любви и верности, нам уже давно поведал Уильям Шекспир в «Короле Лир».
Тот же, кто излишне забывчив и не считает нужным отвечать добром на добро, — вполне заслуживает, подобно случаю из анекдота, прочитать завещание своего родителя примерно такого содержания: «Находясь в здравом уме и твёрдой памяти я истратил все свои деньги ещё при жизни».
Для окружающих мы — сумма наших действий, поступков. То же самое, как правило, и окружающие для нас.
Даже красота внешности, манер — высоко оценивается лишь незнакомыми людьми, а также до и в самом начале знакомства. После чего довольно скоро становится совершенно обыденной, привычной, почти не заметной. В дальнейшем истинную ценность обретают качества, имеющие не меньше оснований быть отнесёнными к той же категории, — достоинство поступков, душевное тепло, доброжелательность, естественность, взаимность, действенная и, если случится, материальная, а не только моральная поддержка в сложных ситуациях.
ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ
Есть такое свойство человеческой природы — в переходном возрасте, примерно с 10 до 18 лет (а многим из него так и не удаётся выйти всю жизнь), все уверены, что их родители, мягко говоря, не умные.
Однако, в один прекрасный день, на уроке нашей группы, преподаватель электротехники, очень деликатный, умный, с тонким чувством юмора человек, нам сказал: «Все вы сейчас думаете, что ваши родители глупые. Но вот увидите — скоро они начнут умнеть!»
И как сейчас помню, тогда (в мои 15-16 лет) у меня мелькнула лишь одна мысль: «А разве такое возможно?»
Но, запомнив урок, лет в 17 я начал замечать именно то, о чём говорил наш учитель. Кроме того, вскоре я понял, что в большом числе вопросов у родителей очень даже стоит многому поучиться.
А с годами, обретя опыт взаимоотношений, взаимодействия с немалым числом людей, специалистов (в том числе и самых высоких образовательных, научных, управленческих уровней), пришёл ещё и к выводу о большой пользе для каждого просто всегда знать:
«Что бы тебе ни грезилось, а самые умные, добродетельные и доброжелательные люди в твоей жизни — твои родители»,
а также, что:
«Главным признаком выхода каждого человека из переходного возраста в умственном, психическом развитии — является ощущение что его родители не глупые и что они ему дороги»